Страхование, наряду с такими основополагающими явлениями, как деньги и кредит, сопровождает жизнь нашего общества уже несколько тысячелетий, и спрос на эту услугу всегда только рос и развивался.
Особенно мощно этот бизнес стал развиваться в информационную эпоху благодаря развитию информационных технологий, значительно облегчивших работу страховых компаний. Основная цель и задача страхования на протяжении всей истории осталась неизменной - это уменьшение рисков путем гарантирования возмещения потенциальных убытков пострадавшей стороне. В разное время с этим справлялись с различными результатами, не всегда выдающимися, кстати, но сама идея прошла все-таки все испытания в веках и дошла до наших дней.
Развитие страхового бизнеса в наше время возможно благодаря революционным открытиям в области информационных технологий. Это привело к тому, что страхование стало чрезвычайно распространенным во всех областях нашей жизни. К сожалению, разобраться в реальном качестве и целесообразности предлагаемых множеством страховых компаний услуг и предложений трудно даже специалисту, не говоря уже о нас, обычных потребителях. Возник спрос на независимых от страховщиков консультантов, способных помочь разобраться в предлагаемых на страховом рынке услугах. Так появились страховые брокеры - компании или отдельные консультанты, специализирующиеся на помощи конкретным гражданам и компаниям в подборе, удовлетворяющих именно их особенные интересы страховых предложений. Страховые брокеры стали своеобразными лоцманами в океане страховых продуктов.
В Директиве ЕЭС 1976 г. О посредниках деятельность страхового брокера охарактеризована следующим образом: «Профессиональная активность людей, действующих на принципе полной свободы предпринимательской деятельности по своему выбору, объединенных с целью нахождения страховых или перестраховочных рисков, совершающих предварительную работу по заключению страхового или перестраховочного контракта и там, где это свойственно, - по оказанию помощи в сопровождении таких контрактов, особенно в случае поступления претензии (заявления от страхователя о страховой выплате)».
По определению Международной федерации страховых посредников (The World Federation of Insurance Intermediaries), «страховые брокеры – обычно выступают на стороне страхователя и действуют независимо по отношению к страховым компаниям. Брокеры помогают своим клиентам в выборе страховой программы между различными вариантами страховых продуктов и страховых компаний. Выполняя функции «агента» по отношению к покупателю, брокеры обычно работают с множеством страховых компаний, размещая риски своих клиентов»/2/.
Страховой брокер - это юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя, осуществляющего посредническую деятельность по страхованию от своего имени, в основном на основании поручений страхователя (или страховщика), (перестрахователя или перестраховщика). Он самостоятельно размещает страховые риски в любой страховой компании, получая за это определенное вознаграждение (брокерскую комиссию - brokerage (брокеридж)) брокерская деятельность в страховании, перестраховании или состраховании - это посредническая деятельность по покупке или продаже страховых услуг, подразумевающая содействие соглашению между сторонами заинтересованными в страховании, предусматривающая ведение переговоров по страхованию согласно волеизъявлению страхователя или страховщика (в договорах перестрахования). Ее конечной целью является нахождение условий и форм страхования, взаимоприемлемых для сторон.
Брокеру на страховом рынке отводится особая роль. Она заключается в том, что брокер помогает своему клиенту реализовать свободу выбора действуя как посредник между продавцами и покупателями, сводя их вместе для заключения контракта к их взаимному удовлетворению/3/.
В законодательстве европейских стран практически не встречается запрета на получение брокерами комиссии от страховщиков, исключение составляют Финляндия и Дания. Уровень проникновения услуг страховых брокеров в этих странах значительно ниже (9 и 10% соответственно), чем по Европе в целом (около 25%). Вместо этого органы страхового и антимонопольного надзора западноевропейских стран контролируют соглашения брокеров с крупными страховыми компаниями и отслеживают динамику финансовых потоков между ними. Кроме того, в ряде стран страховые брокеры не должны быть аффилированы со страховщиками: не могут входить в состав учредителей страховых организаций, физические лица не могут одновременно совмещать работу страхового брокера и сотрудника страховой организации и т. д.
Статьи по теме:
Роль Центрального банка Российской Федерации в формировании системы
страхования вкладов
Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с о ...
Методы управления кредитным риском
Одним из основных элементов организации системы кредитования, является деятельность, связанная с выявлением и минимизацией банковских рисков. Тема рисков заслуживает отдельного исследования. В рамках данной работы, выделим кредитный риск и основные методы управления им. Риск как элемент хозяйственн ...
Теоретические основы построения страховых тарифов
Изложенные законодателем правила определяют, что стоимость страховой услуги устанавливается с помощью страхового тарифа, который обеспечивает соответствие страховой премии страховой сумме. Порядок расчета тарифной ставки, который предусматривает принцип эквивалентности страховой премии и страховой ...