Закон №177-ФЗ последовательно называет те цели ССВ, которые отвечают интересам населения, банков и государства:
1) защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации;
2) укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации;
3) стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.
При этом следует учитывать тесную взаимосвязь указанных целей, ни одна из них не может быть достигнута в ущерб другой. Как только банковская система выходит из равновесия (что мы можем наблюдать в кризисные периоды), сразу возрастает риск потери вкладов физическими лицами.
Основой для достижения указанных в законе целей является наличие стабильной и развивающейся банковской системы. Непременное условие этого – надлежащая законодательная база и сильный орган банковского регулирования и надзора.
Концепция страхования вкладов разрабатывалась на основе анализа как позитивного, так и негативного опыта различных государств в этой сфере. В основу российской системы страхования банковских вкладов положены следующие основные принципы:
1. Обязательность участия в системе страхования для банков, привлекающих вклады населения.
Для привлечения вкладов населения банкам выдается лицензия ЦБ РФ, после чего они автоматически становятся участниками ССВ. Обязательный характер необходим не только для равной защиты вкладчиков, но и для формирования одинаковых конкурентных условий для всех банков, в том числе и принадлежащих государству.
2. Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств.
Благодаря фонду обязательного страхования, ССВ сокращает риск наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств, но при этом увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков, повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для выполнения значимой части обязательств банковской системы. Противоречие ССВ заключается в нежелании банков, считающих себя стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчикам недобросовестных банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной депозитной политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на равных правах с крупными банками - донорами системы гарантирования.
3. Прозрачность деятельности системы страхования вкладов.
На реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов направлен целый ряд положений Закона №177-ФЗ, среди которых следует упомянуть положения, устанавливающие:
- обязанности банков по представлению и размещению информации (ст. 6 Закона);
- составление, представление Правительству Российской Федерации и Банку России Агентством отчетности и обязательную публикацию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" (ст. 24 Закона);
- аудит Агентства (ст. 25 Закона);
- получение Агентством отчетности банков и иной информации (ст. 29 Закона);
- систему контроля за функционированием системы страхования вкладов (ст. 42).
4. Накопительный характер формирования резервов системы.
В России в качестве финансовой основы системы страхования вкладов создается специальный фонд обязательного страхования вкладов, за счет которого осуществляются выплаты возмещения по вкладам и покрываются расходы, связанные с организацией выплат. Размер страхового фонда по состоянию на начало 2012 г. составляет 153,8 млрд руб. (за вычетом сформированного резерва для выплат по наступившим страховым случаям – 151,1 млрд руб.)[2].
Страховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально. Ставка страховых взносов банков устанавливается Советом директоров Агентства. В обычных условиях она не может превышать 0,15 процента средней величины вкладов за квартал. В настоящее время ставка страховых взносов составляет 0,1 процента от среднего значения ежедневных остатков вкладов за календарный квартал года. Уплата страховых взносов производится в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов (ст.36 Закона №177-ФЗ).
Статьи по теме:
Выводы
1. Менеджмент представляет собой науку и практику управления соответствующим объектом материальными фондами, финансовыми ресурсами персоналом (трудовыми ресурсами) Как наука менеджмент отражает теоретические и методологические основы управления определенными сферами. Как практическая деятельность м ...
Понятие, предмет и метод банковского права
Понятие «банковское право» появилось вместе с объективными процессами, связанными с усложнением банковской деятельности и правового регулирования данной группы общественных отношений. До сих пор рассматриваемое понятие вызывает многочисленные споры по поводу сущности банковского права, его природы ...
Страховой тариф. Страховая премия
Страховой тариф – размер страховой премии на единицу страховой суммы. Страховая премия - плата за страхование, которую Страхователь обязан уплатить Страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования. Уплата страховой премии производится наличными деньгами или безналичным платежом. ...