Мобилизация и сосредоточение свободных денежных средств – приоритетная функция и экономическая основа в деятельности коммерческого банка. От этого зависит и количество средств, которые в основном путем кредита, а также других активных операций включают в процесс воспроизводства. Но не вся совокупность мобилизованных в банке средств свободна для совершения активных операций банка. Это обстоятельство порождает понятие кредитного потенциала, которое экономически обусловлено рядом объективных причин.
Теоретически в современной банковской системе наличествует возможность безграничного переноса первоначально созданного депозита из одного банка в другой, а в этой связи и беспредельного роста кредитов, выдаваемых коммерческими банками. В зарубежной экономической литературе такой процесс получил название мультипликации депозита и экспансии кредита. Прямым ограничителем роста депозитов и кредитов в банковской системе служит обязательный резерв, устанавливаемый Центральным Банком. Таким образом, кредитный потенциал коммерческого банка отражает величина мобилизованных в банке средств за вычетом резерва ликвидности. Каждый коммерческий банк стремится сформировать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить предельный кредитный потенциал, исходя из своей ликвидности, надежности и прибыльности. Этим обуславливается актуальность темы дипломной работы.
Значимым компонентом банковского регулирования резерва ликвидности является квалифицированное управление наличными деньгами в целях поддержания кассы на минимально допустимом уровне и одновременное обеспечение прибыльности операций.
Объективное воздействие на общий уровень кредитного потенциала коммерческого банка оказывает нижеследующая совокупность факторов:
совокупная величина мобилизованных в банке источников средств;
структура и стабильность источников кредитного потенциала;
уровень обязательных резервов, устанавливаемых Центральным Банком;
режим использования обязательного резерва, когда допускается применение этого резерва для поддержания текущей ликвидности коммерческого банка;
общая сумма и структура обязательств банка.
Эффективность средств кредитного потенциала банка достигается, если одновременно:
обеспечивается необходимый минимум ликвидности;
используется вся совокупность средств кредитного потенциала;
достигается максимально высокая прибыль на кредитный потенциал.
Особое значение для оценки стабильности направления средств кредитного потенциала в активы банка имеет банковский анализ источников этих средств. Все источники кредитного потенциала банка делятся на собственные и заемные. Первостепенное место занимают заемные средства, которые выступают в виде депозитов, вкладов и межбанковских ссуд.
Систематический анализ структуры средств кредитного потенциала позволяет банку выявлять определенные закономерности в движении его средств. Данные закономерности необходимо использовать для выработки эффективной политики в распределении средств кредитного потенциала и ликвидности банка. Банковская политика базируется на реальных экономических предпосылках и источниках кредитного потенциала. Для успешной ее реализации банку необходимо вести учет факторов, оказывающих воздействие на реализацию потоков средств кредитного потенциала.
Статьи по теме:
Центральный банк – центральное звено банковской
системы
Центральный банк РФ (Банк России) является главным банком Российской Федерации. Он создан и действует на основании Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10 января, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 23 декабря 2 ...
Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской
деятельности
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Маркетинг, как целостная концепция, сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении кон ...
Совершенствование кредитной политики банка
Можно порекомендовать филиалу совершенствовать систему кредитования VIP-клиентов, используя разработки головного офиса, представленные ниже. ОАО «Банк Москвы» располагал ресурсами, которые позволяли выдавать крупным корпоративным клиентам кредиты не больше, чем на два года. На рынке же была явная з ...