Показатели, используемые зарубежными банками в оценке кредитоспособности

Финансы » Методики по оценке кредитоспособности клиентов банков » Показатели, используемые зарубежными банками в оценке кредитоспособности

Страница 1

В разных странах и разных банках используют разные методики анализа финансового положения клиента и его надёжности с точки зрения своевременного погашения долга банку.

В практике американских банков ,как пишет Захорошко С., применяется “правило пяти си”., где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающихся на букву “си”:

- Character (характер заёмщика);

- Capacity (финансовые возможности);

- Capital (капитал, имущество);

- Collateral (обеспечение);

- Conditions (общие экономические условия)

Под характером заёмщика имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится прежде всего выяснить, как заёмщик относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заёмщика, используя для этого личное интервью, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами.

Финансовые возможности заёмщика, его способность погасить кредит определяют с помощью тщательного анализа его доходов и расходов и перспектив изменений их в будущем. В принципе у заёмщика есть три источника средств для погашения ссуды: текущие кассовые поступления, продажа активов, прочие. Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменение его товарных запасов, так как чаще всего с этими статьями связаны трудности в погашении займа.

Большое внимание банк уделяет акционерному капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов, а также обеспечению займа, его достаточности, качеству, степени реализуемости залога в случае непогашения ссуды.

При рассмотрении заявки учитываются общие условия, определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение и банка, и заёмщика. К ним относят состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей, налоги, цены на товары и сырьё.

Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято решение о целесообразности выдачи кредита и его условиях. В рамках дилеммы “риск – доходность” заёмщики, имеющие более слабые финансовые позиции, должны платить за кредит больше, чем более надёжные заёмщики в связи с более высоким риском.

Банки развитых стран с рыночной экономикой применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов. Так ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности. Американские банки используют четыре группы основных показателей, многие из них аналогичны рассмотренным:

1. ликвидности фирмы;

2. оборачиваемости капитала;

3. привлечения средств;

4. прибыльности.

К первой групп относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кп). Кл – соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше Кп – показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кп менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика. Коэффициент привлечения образует третью группу оценочных показателей. Для оценки прибыльности используют расчёт рентабельности работы предприятия.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Лицензирование страховой деятельности в РФ
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела осуществляется на основании их заявлений и документов, представленных в соответствии с Федеральным Законом. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, страховой брокерской деятельности (далее также - лицензия) ...

Понятие, признаки и виды банков
В соответствии со ст. 8 БК, банк – это юридическое лицо, имеющее исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (депозиты); 2) размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой с ...

Модель привлекательного качества
нковский приложение мобильный Теория привлекательного качества – инструмент, позволяющий описать, удовлетворение каких потребностей оставляет потребителя равнодушным, неудовлетворенным, либо приводит его в восторг. Помогает выявить приоритетные потребности. Главное средство достижения конкурентного ...


Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru