Показатели, используемые зарубежными банками в оценке кредитоспособности

Финансы » Методики по оценке кредитоспособности клиентов банков » Показатели, используемые зарубежными банками в оценке кредитоспособности

Страница 1

В разных странах и разных банках используют разные методики анализа финансового положения клиента и его надёжности с точки зрения своевременного погашения долга банку.

В практике американских банков ,как пишет Захорошко С., применяется “правило пяти си”., где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающихся на букву “си”:

- Character (характер заёмщика);

- Capacity (финансовые возможности);

- Capital (капитал, имущество);

- Collateral (обеспечение);

- Conditions (общие экономические условия)

Под характером заёмщика имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится прежде всего выяснить, как заёмщик относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заёмщика, используя для этого личное интервью, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами.

Финансовые возможности заёмщика, его способность погасить кредит определяют с помощью тщательного анализа его доходов и расходов и перспектив изменений их в будущем. В принципе у заёмщика есть три источника средств для погашения ссуды: текущие кассовые поступления, продажа активов, прочие. Критическое значение для погашения займа имеет динамика дебиторской задолженности предприятия и изменение его товарных запасов, так как чаще всего с этими статьями связаны трудности в погашении займа.

Большое внимание банк уделяет акционерному капиталу фирмы, его структуре, соотношению с другими статьями активов и пассивов, а также обеспечению займа, его достаточности, качеству, степени реализуемости залога в случае непогашения ссуды.

При рассмотрении заявки учитываются общие условия, определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение и банка, и заёмщика. К ним относят состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей, налоги, цены на товары и сырьё.

Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято решение о целесообразности выдачи кредита и его условиях. В рамках дилеммы “риск – доходность” заёмщики, имеющие более слабые финансовые позиции, должны платить за кредит больше, чем более надёжные заёмщики в связи с более высоким риском.

Банки развитых стран с рыночной экономикой применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера заемщика (фирма, частное лицо, вид деятельности), а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов. Так ряд американских экономистов описывает систему оценки кредитоспособности, построенную на сальдовых показателях отчетности. Американские банки используют четыре группы основных показателей, многие из них аналогичны рассмотренным:

1. ликвидности фирмы;

2. оборачиваемости капитала;

3. привлечения средств;

4. прибыльности.

К первой групп относятся коэффициент ликвидности (Кл) и покрытия (Кп). Кл – соотношение наиболее ликвидных средств и долгосрочных долговых обязательств. Ликвидные средства складываются из денежных средств и дебиторской задолженности краткосрочного характера. Долговые обязательства состоят из задолженности по ссудам краткосрочного характера, по векселям, неоплаченным требованиям и прочим краткосрочным обязательствам. Кл прогнозирует способность Заемщика оперативно в срок погасить долг банку в ближайшей перспективе на основе оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше Кп – показывает предел кредитования, достаточность всех видов средств клиента, чтобы погасить долг. Если Кп менее 1, то границы кредитования нарушены, заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным.

Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика. Коэффициент привлечения образует третью группу оценочных показателей. Для оценки прибыльности используют расчёт рентабельности работы предприятия.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Оценка кредитоспособности заемщика
Анализ кредитоспособности клиента банка на основе финансовых показателей проводится на базе финансовой отчетности и имеет достаточно существенный недостаток, который заключается в том, что анализируются данные за прошедшее время. Несомненно, если не рассматривать кризисные ситуации, дела клиента, в ...

Услуги и продукты ОАО «Альфа-Банк», предоставляемые для клиентов физических лиц
Альфа-банк осуществляет все виды основных банковских операций, помогая клиентам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания. Таблица 1. Продукты Альфа-Банка для физических лиц. Продукты Альфа-Банка для физических лиц Основ ...

Понятие и основные виды конкурентной стратегии
В настоящее время без согласования, утверждения и выполнения планов развития на долгосрочную перспективу, т.е. стратегий, не может обойтись любой уважающий себя банк. Во многих банках уже давно существуют специальные подразделения, которые непосредственно занимаются разработкой стратегий, анализом ...


Разделы сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru