В связи с тем, что предприятия значительно различаются по характеру своей производственной и финансовой деятельности, создать единые универсальные и исчерпывающие методические указания по изучению кредитоспособности и расчету соответствующих показателей не представляется возможным. Это подтверждается практикой нашей страны. В современной международной практике также отсутствуют твердые правила на этот счет, так как учесть все многочисленные специфические особенности клиентов практически невозможно.
Анализ кредитоспособности проводится по следующим основным показателям.
1. Собственные оборотные средства.
Показатель обеспеченности собственными оборотными средствами является абсолютным, его увеличением в динамике рассматривается как положительная тенденция. При расчете показателя условно считается, что долгосрочный обязательства как источник средств используется для покрытия первого раздела актива баланса. Основной и постоянный источник собственный оборотных средств (СОС)- это прибыль. Не следует смешивать понятия «оборотные средства» и «собственные оборотные средства». Первый показатель характеризует активы предприятия, второй источник средств, а именно часть собственного капитала предприятия рассматриваемого как источник покрытия текущих активов. Величина СОС численно равна превышению текущих активов над текущими обязательствами.
2. Расчет показателя обеспеченности собственными оборотными средствами.
Собственные оборотные средства = собственный капитал (СК)+ долгосрочные обязательства (ДО)- 1 раздел актива.
Собственные оборотные средства =2 раздел актива баланса + 3 раздел актива баланса – 2 раздел пассива баланса.
3. Расчет коэффициентов.
Для углубленного анализа в дополнение к абсолютным показателям целесообразно также рассчитать ряд аналитических показателей, показывающих ликвидность предприятия. Основными показателями является коэффициент покрытия, коэффициент ликвидности, коэффициент соотношения собственных и заемных средств.
Кроме того, нужно проведение динамического анализа всех коэффициентов.
Для удобства рассмотрения вышеперечисленных показателей составляется следующая таблица 1.
Таблица 1 - Аналитические показатели, характеризующие ликвидность предприятия.
Показатели |
На01.01.2003г. |
На01.01.2004г. |
На01.01.2005 |
Коэффициент покрытия | |||
Коэффициент ликвидности | |||
Показатель обеспеченности Собственными оборотными средствами (СОС) | |||
Доля СОС в активах, % | |||
Для собственных средств в товарных запасах и затратах, % | |||
Коэф. соотн. заемн. и собств ср-в |
В процессе анализа кредитоспособности заемщика по бух. Балансу на последнюю дату определяется кредитоспособность заемщика, которая оценивается на основе системы показателей, которые отражают источники и размещение оборотных активов, а также конечный финансовый результат (наличие прибыли). Она оценивается с помощью следующих финансовых коэффициентов:
1. абсолютной ликвидности (Кал);
2. текущей ликвидности (К тл);
3. общей ликвидности (К ол);
4. финансовой независимости (К фн).
К ал = ДС + КФВ (1)
КО
где, ДС – денежные средства на расчетном, валютном и спец. счетах в банках, а также в кассе;
КФВ – краткосрочные финансовые вложения;
КО – краткосрочные обязательства (текущие).
К тл = ДС + КФВ +ДЗ (2)
КО
Статьи по теме:
Характеристика рынка ценных бумаг
рынок ценная бумага Рынок ценных бумаг – это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулировании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с це ...
Правила страхования
Правила страхования разрабатываются и утверждаются сами страховщиком или объединением страховщиков, а вовсе не надзорным органом (п.1 ст.936 Гражданского кодекса Кыргызской Республики). При представлении документов на выдачу лицензий страховщик обязан представить разработанные и утвержденные им Пра ...
Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке
Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными преимуществ ...