Проблема конкурентоспособности российских банков на современном этапе

Финансы » Конкурентоспособность коммерческого банка » Проблема конкурентоспособности российских банков на современном этапе

Страница 1

Российский банковский сектор уже прошел достаточно трудный путь со времени своего становления. Главное из того, чего так и не смогли достичь российские банки, — это конкурентоспособность хотя бы на внутреннем «поле», не говоря уже о внешних рынках, в силу многих как объективных, так и специфических, субъективных причин.

К числу объективных причин, безусловно, можно отнести относительно небольшую историю существования коммерческих банков в России. Тут следует заметить, что большинство стран с развивающейся экономикой, начавших свой переход к рынку одновременно или чуть раньше, чем Россия, добилось еще менее весомых успехов в достижении конкурентоспособности своих банков. Страны бывшей Восточной Европы пошли по одному пути — фактической передаче контроля над своим банковским сектором иностранному капиталу. Бывшие страны СССР избрали промежуточные модели — некоторые ограничили приток в свои банки иностранного капитала, но достаточно либерально.

В целом необходимо отметить, что банки многих стран бывшего СССР и интересовали иностранных инвесторов в гораздо меньшей степени, чем банки стран Восточной Европы. Страны Восточной Европы, во-первых, расположены ближе к ЕС; во-вторых, имели и имеют с ним более тесные экономические, культурные, языковые связи; в-третьих, у них был более высокий начальный уровень развития экономики и они раньше начали переход к рыночным отношениям.

Этим также объясняется более низкий уровень присутствия иностранных инвестиций в банковских секторах многих стран бывшего СССР, в том числе и в России.

Хотя при явной неконкурентоспособности на международном рынке некоторым странам, например Казахстану, удалось построить относительно стабильную, эффективную банковскую систему с банками, конкурентоспособными как внутри страны, так и в своем регионе.

Банки других развивающихся стран, начавших свой переход к рынку несколько ранее, таких, как Бразилия, Аргентина, Турция, Малайзия и т.д., также несильно превосходят в плане конкурентоспособности на мировом рынке российские банки. Они также испытывают серьезную конкуренцию на внутреннем рынке со стороны американских и западноевропейских банков и также на данном этапе проводят неубедительную экспансию на внешних рынках.

Однако за этими объективными факторами следует множество субъективных, которые мешают российским банкам, прежде всего частным, достичь высокого уровня хотя бы региональной конкурентоспособности (под регионом имеется в виду территория бывшего СССР). Коснемся основных причин, послуживших истоками неконкурентоспособности российских банков.

Банк России проводил политику недопущения на российский банковский рынок иностранного капитала. Действовал фактический запрет на открытие филиалов кредитных организаций-нерезидентов, одно время вводилась жесткая квота (12%) на участие нерезидентов в капитале российского банковского сектора, было закреплено неравноправие россиян и иностранцев в покупке банковских акций и по ряду других параметров.

Этим был во многом обеспечен особый путь России по сравнению со странами Восточной Европы. Другими, не менее важными факторами стали инвестиционная непривлекательность российского финансового рынка и общий упадок экономики в сочетании с нестабильной политической системой в 1990-х гг Все это вместе обеспечило России инвестиционную непривлекательность ее финансового сектора в глазах иностранцев.

Россия избежала перехода контроля национального банковского сектора к зарубежному капиталу, однако и не смогла быстро создать собственные конкурентоспособные банки, прежде всего частные.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Система банковского кредитования
Система кредитования - совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих организацию кредитного процесса и его регулирование в соответствии с принципами кредитования и теорией кредитного риска. В систему банковского кредитования входят такие элементы как: - субъекты кредитования; - объекты креди ...

Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской деятельности
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Маркетинг, как целостная концепция, сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении кон ...

Порядок и условия уплаты страховой премии
Особое значение для страховых правоотношений имеют порядок и условия уплаты страховой премии, от которых зависит ряд существенных обстоятельств, связанных с исполнением договора страхования. Так, в частности, если договором страхования предусмотрено внесение страховой премии в рассрочку, то могут б ...


Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru