В основном это стало следствием все той же политики Банка России, которая не позволила получить нерезидентам контроль над российским банковским сектором. Потому что, оградив российские банки от конкуренции на внутреннем рынке с эффективными, крупными международными банковскими группами, Банк России дестимулировал их становиться такими же. Варясь долгое время «в собственном соку», даже частные банки России, не говоря уже о государственных, получили уверенность, что независимо от степени их эффективности, качества риск - менеджмента и рискованности операций, качества обслуживания клиентов, разнообразия проводимых операций и квалифицированности управленцев и сотрудников, они будут получать свой доход на внутреннем рынке и «иметь» своего клиента.
Все это естественным образом вылилось в кризис 1998 г., после которого российские банки постепенно восстанавливались (те из них, которые смогли выжить), с последующим довольно медленным открытием российского банковского рынка для иностранцев.
И вот тут и оказалось, что российские банки с трудом конкурируют с иностранными коллегами даже на внутреннем рынке. И это несмотря на относительно долгий переходный период к полноценной конкуренции, который им был обеспечен, на созданную за это время имиджевую репутацию, на «постоянных» клиентов.
Проблем, порождающих эту неконкурентоспособность, много:
ü сравнительно небольшие собственный капитал, активы и рыночная капитализация почти всех российских банков (исключение составляет лишь Сберегательный банк Российской Федерации, да и то, скорее, только по рыночной капитализации);
ü менее привлекательные бренды почти всех российских банков. В сознании россиян, которые начинают осознавать преимущества западной культуры, они либо ничего не стоят, либо серьезно уступают в значимости крупным международным банковским брендам (на этот счет проводились специальные исследования; к узнаваемым и ценимым были отнесены лишь следующие банковские бренды: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, «Русский стандарт», Банк Москвы и некоторые другие);
ü слабый охват территориальными офисами и другими коммуникациями российских банков территории страны, особенно отдаленных уголков (исключением является лишь Сбербанк России; остальные в той или иной степени ориентированы на наиболее развитые экономические регионы и крупные и средние города);
ü отстающее от международных стандартов качество обслуживания клиентов;
ü более узкий спектр операций, проводимых большинством российских банков по сравнению с их иностранными аналогами;
ü нехватка дешевых и долгосрочных пассивов;
ü проблемы с ликвидностью активов у большинства банков, не входящих в первую федеральную или московскую сотню;
ü слабый риск-менеджмент и неквалифицированное управление, ставшие следствием нехватки собственных кадров с соответствующим задачам, стоящим перед банками, образованием и отсутствием мотивации к созданию сильных служб риск - менеджмента;
ü лишь нарождающийся рынок банковских акций, отсутствие акций подавляющего большинства банков на открытом рынке, медленная подготовка к выходу российских банков на IРО;
ü недостаточная по международным нормам прозрачность операций, собственников (конечных бенефициаров акций), аффилированных лиц у многих, даже крупных российских банков;
ü отсутствие мотивации к выходу на международные рынки и ряд других.
В результате действия этих факторов мы имеем следующее положение вещей: банки-лидеры 23 стран мира превосходили Сбербанк (явного лидера российского рынка, к тому же и государственный банк) по объемам собственного капитала. В рейтинге авторитетного журнала «Forbes» за 2005 г. Сбербанк России занимал 74-е место в мире по показателю собственного капитала, а если бы все российские банки объединились, они бы заняли в этом рейтинге лишь 26-е место[1].
Статьи по теме:
Страхование жизни
Страхование жизни можно классифицировать по характеру страховых случаев, по форме выдаваемого страхового вознаграждения и по способам уплаты страховых премий. По характеру страховых случаев различают три вида классификации: 1) страхование на дожитие 2) страхование на случай смерти 3) смешанное стра ...
Основные направления денежно-кредитной и валютной политики банка
Основные методы валютной политики Банка России сформулированы в ст. 35 Закона о Банке России: - процентные ставки по операциям Банка России; - нормативы обязательных резервов; - операции на открытом рынке; - рефинансирование банков; - валютное регулирование; - установление ориентиров роста денежной ...
Возможные схемы
платежных систем в интернет
Особый порядок распоряжения денежными средствами на счете. Данная схема выполняет перевод денежных средств от одного юридического лица другому, при этом поручение о переводе денежных средств направляется банку по каналам связи сети Интернет. Рассмотрим процедуру осуществления таких расчетов: А) Под ...