Проблема конкурентоспособности российских банков на современном этапе

Финансы » Конкурентоспособность коммерческого банка » Проблема конкурентоспособности российских банков на современном этапе

Страница 2

В основном это стало следствием все той же политики Банка России, которая не позволила получить нерезидентам контроль над российским банковским сектором. Потому что, оградив российские банки от конкуренции на внутреннем рынке с эффективными, крупными международными банковскими группами, Банк России дестимулировал их становиться такими же. Варясь долгое время «в собственном соку», даже частные банки России, не говоря уже о государственных, получили уверенность, что независимо от степени их эффективности, качества риск - менеджмента и рискованности операций, качества обслуживания клиентов, разнообразия проводимых операций и квалифицированности управленцев и сотрудников, они будут получать свой доход на внутреннем рынке и «иметь» своего клиента.

Все это естественным образом вылилось в кризис 1998 г., после которого российские банки постепенно восстанавливались (те из них, которые смогли выжить), с последующим довольно медленным открытием российского банковского рынка для иностранцев.

И вот тут и оказалось, что российские банки с трудом конкурируют с иностранными коллегами даже на внутреннем рынке. И это несмотря на относительно долгий переходный период к полноценной конкуренции, который им был обеспечен, на созданную за это время имиджевую репутацию, на «постоянных» клиентов.

Проблем, порождающих эту неконкурентоспособность, много:

ü сравнительно небольшие собственный капитал, активы и рыночная капитализация почти всех российских банков (исключение составляет лишь Сберегательный банк Российской Федерации, да и то, скорее, только по рыночной капитализации);

ü менее привлекательные бренды почти всех российских банков. В сознании россиян, которые начинают осознавать преимущества западной культуры, они либо ничего не стоят, либо серьезно уступают в значимости крупным международным банковским брендам (на этот счет проводились специальные исследования; к узнаваемым и ценимым были отнесены лишь следующие банковские бренды: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, «Русский стандарт», Банк Москвы и некоторые другие);

ü слабый охват территориальными офисами и другими коммуникациями российских банков территории страны, особенно отдаленных уголков (исключением является лишь Сбербанк России; остальные в той или иной степени ориентированы на наиболее развитые экономические регионы и крупные и средние города);

ü отстающее от международных стандартов качество обслуживания клиентов;

ü более узкий спектр операций, проводимых большинством российских банков по сравнению с их иностранными аналогами;

ü нехватка дешевых и долгосрочных пассивов;

ü проблемы с ликвидностью активов у большинства банков, не входящих в первую федеральную или московскую сотню;

ü слабый риск-менеджмент и неквалифицированное управление, ставшие следствием нехватки собственных кадров с соответствующим задачам, стоящим перед банками, образованием и отсутствием мотивации к созданию сильных служб риск - менеджмента;

ü лишь нарождающийся рынок банковских акций, отсутствие акций подавляющего большинства банков на открытом рынке, медленная подготовка к выходу российских банков на IРО;

ü недостаточная по международным нормам прозрачность операций, собственников (конечных бенефициаров акций), аффилированных лиц у многих, даже крупных российских банков;

ü отсутствие мотивации к выходу на международные рынки и ряд других.

В результате действия этих факторов мы имеем следующее положение вещей: банки-лидеры 23 стран мира превосходили Сбербанк (явного лидера российского рынка, к тому же и государственный банк) по объемам собственного капитала. В рейтинге авторитетного журнала «Forbes» за 2005 г. Сбербанк России занимал 74-е место в мире по показателю собственного капитала, а если бы все российские банки объединились, они бы заняли в этом рейтинге лишь 26-е место[1].

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Понятие страхового брокера
Страхование, наряду с такими основополагающими явлениями, как деньги и кредит, сопровождает жизнь нашего общества уже несколько тысячелетий, и спрос на эту услугу всегда только рос и развивался. Особенно мощно этот бизнес стал развиваться в информационную эпоху благодаря развитию информационных тех ...

Последствия дефолта
В последефолтные (1999 - 2004) годы российская банковская система росла опережающими темпами по сравнению со всей экономикой. Если до дефолта рост активов российских банков обеспечивался главным образом за счет увеличения ликвидности, как рублевой, так и валютной, т.е. посредством обслуживания отто ...

Классификация кредитных операций
Кредитные операции – это отношения между кредитором и заемщиком по предоставлению первым последнему определенной суммы денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности. Банковские кредитные операции подразделяются на две большие группы: активные, когда банк выступает в лице кpедитоp ...


Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru