Порядок предоставления кредитными организациями денежных средств регулируется Федеральными законами "О Центральном банке Российской федерации (Банке России)"[3], "О банках и банковской деятельности",[2] а также Положением ЦБ РФ от 31.08.98 № 54-П "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (в ред. от 27.07.2001).[8]
Под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований ГК РФ.[1] В соответствии с действующим гражданским законодательством по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.
В кредитном договоре определяется порядок выдачи и погашения кредитов, взаимные обязательства и экономическая ответственность сторон, условия уменьшения или увеличения процентных ставок.[17, с. 122]
Для рассмотрения вопроса о получении краткосрочного кредита юридические лица (независимо от организационно-правовых форм) предоставляют в кредитный отдел следующие документы:
• письмо-заявление с указанием суммы требующихся кредитных ресурсов, цели их использования и сроков возврата;
• нотариально заверенные устав, учредительный договор, свидетельство о регистрации;
• нотариально заверенную карточку образцов подписей распорядителей средств
(руководителя и главного бухгалтера) и оттиска печати (клиентами банка не предоставляются);
• квартальный бухгалтерский отчет на последнюю отчетную дату, с отметкой Государственной налоговой инспекции;
• бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату;
• расчет потребности в кредитных ресурсах;
• расчет срока возврата кредита;
• справку о составе затрат за каждый отчетный месяц с начала года;
• оперативные данные по балансовым статьям клиента на дату обращения за кредитом;
• расшифровку по отдельным статьям бухгалтерского баланса;
• контракты, договора клиента, подтверждающие реальность и эффективность кредитования;
• расчет эффективности коммерческой сделки;
• документы, подтверждающие наличие обеспечения возврата кредита, гарантии с
приложением балансов гарантов;
• свидетельства о праве собственности на недвижимость;
• сведения об остатках товаров на складе, договор залога, страховой полис;
• справку об уведомлении налогового органа о намерении клиента открыть ссудный счет.[18, с. 241]
Полный перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выдаче кредита, определяет каждый банк самостоятельно исходя из разработанных Правил кредитования своих клиентов. Указанный перечень требуемых от клиентов документов может быть расширен в зависимости от вопросов, возникающих в процессе рассмотрения заявки конкретного клиента. Проанализировав предоставленные документы, кредитный отдел, в случае положительного решения о кредитовании, дает распоряжение бухгалтерии об открытии ссудного счета клиента, также прилагает кредитный договор (копию) и договор обеспечения кредита или договора залога (подлинники). Кроме того, со стороны клиента в бухгалтерию для открытия ссудного счета предоставляются следующие документы:
1. обязательство-поручение или срочное обязательство, предусматривающее право кредитной организации на списание средств со счета заемщика при наступлении срока соответствующего платежа по договору;
2. распоряжение или копия распоряжения с отметкой обслуживающей кредитной
организации о предоставлении последней права на списание в безакцептном порядке средств со счетов заемщика по платежному требованию кредитующей организацией в погашение задолженности по договору. В случае непоступления денежных средств в срок выставляется платежное требование-поручение обслуживающей кредитной организации согласно письму об безакцептном списании);
Статьи по теме:
Маркетинг – как важнейший фактор повышения конкурентоспособности банковской
деятельности
Маркетинг в банковской сфере выполняет те же функции и строится на тех же принципах, что и маркетинг в других сферах экономики. Маркетинг, как целостная концепция, сложился в банковской сфере в конце 80-х годов в США. Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении кон ...
ЗАО «Биржевая Торговая Система» и его операции на финансовом рынке
Фондовая биржа ЗАО «Биржевая Торговая Система» зарегистрировано Министерством Юстиции Ошской области с 6.09.2000 г. и начала свою деятельность по организации торговли ценными бумагами в августе 2001 г. Закрытое акционерное общество «Биржевая торговая система» зарегистрировано Министерством юстиции ...
Проблемы оценки кредитоспособности
От результатов анализа кредитоспособности заемщика зависит, состоятся ли кредитные взаимоотношения, если да, то какими будут условия кредитного договора и формы обеспечения возвратности кредита и др. При безусловной важности анализа кредитоспособности заемщика существует ряд причин, значительно сни ...