От полноты и достоверности информации о потенциальном заемщике зависит правильность принятия решения о выдаче кредита. В каждом конкретном банке состав и характер информации запрашиваемой у клиента и получаемой из других доступных источников может различаться, однако должны быть освещены основные вопросы, ответы на которые необходимы для принятия решения.
Примерный перечень вопросов задаваемых клиенту кредитным инспектором в ходе личной беседы, приведен в Приложении 1.
После беседы кредитный инспектор должен принять решение - продолжать ли дальнейшую работу с кредитной заявкой или ответить отказом.
Если предложение клиента расходится, в каких то важных аспектах с принципами кредитной политики проводимой банком, то заявку следует отклонить, объяснив заявителю причины отказа.
Если по итогам беседы кредитный инспектор решает продолжать работу с клиентом, то он запрашивает у клиента пакет сопроводительных документов, детальный анализ которых будет проведен на последующих этапах работы с заявкой и на основании которых заполняется кредитное досье. Состав такого пакета следующий:
— финансовый отчет (баланс) фирмы за последние три года работы.
— отчет о движении кассовых поступлений.
— внутренние финансовые отчеты.
— внутренние управленческие отчеты.
— технико-экономическое обоснование кредитуемого мероприятия.
— налоговые декларации.
Кроме информации получаемой непосредственно от клиента банк старается получить информацию о нем и из других источников. Такими источниками могут быть:
— материалы о клиенте имеющиеся в архиве банка;
— сведения других банков, в которых этот клиент уже кредитовался;
— сведения других фирм, сотрудничавших с клиентом в прошлом (его кредиторы, покупатели продукции, поставщики и т.д.);
— отчеты и другие материалы частных и государственных учреждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, отраслевые аналитические исследования, справочники по инвестициям и т.д.).
Эксперты кредитного отдела в первую очередь обращаются к архивам своего банка. Банк может располагать центральной картотекой на всех вкладчиков и заемщиков, из которой можно почерпнуть информацию об их кредитоспособности. К примеру, она покажет, как погашались ссуды в прошлом, каков остаток на текущем и сберегательном счетах и имеет ли податель заявки право допускать овердрафт по счету. Если заявитель уже получал ранее кредит в банке, то в архиве имеются сведения о задержках в погашении долга или других нарушениях.
Важные сведения можно получить у банков и других финансовых учреждений, с которыми уже имел дело заявитель. Банки, инвестиционные и финансовые компании могут предоставить материалы о размерах депозитов компании, непогашенной задолженности, аккуратности в оплате счетов и т.д. Торговые партнеры компании могут сообщить данные о размерах предоставленных ей коммерческих кредитов. По этим данным можно судить о том, использует клиент заемные средства эффективно или нет[12].
В мировой практике проблема «неполноты доступной информации» решается через накопление информации об обслуживании заёмщиком своих кредитов в определённых организациях (бюро кредитных историй) с установлением особого режима раскрытия такой информации и ограниченного круга лиц, которым такая информация может быть представлена.
Бюро кредитных историй – коммерческая организация, которая создаётся с целью аккумулирования информации о заёмщиках – физических и юридических лицах, их настоящих и прошлых обязательствах. Эта информация составляет кредитную историю, доступ к которой потенциальный кредитор получает только с письменного согласия будущего заёмщика. Таким образом, бюро кредитных историй повышают уровень информированности кредиторов о потенциальных заёмщиках, давая возможность более точного прогнозирования вероятности возврата кредита.
В связи с этим, в России с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный закон «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30.12.2004 года. В этом документе прописаны понятие и состав кредитных историй, основания и порядок их формирования, а также условия хранения и использования информации.
1 сентября 2005 года право на регистрацию бюро кредитных историй получила Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Отбор бюро в реестр производится по нескольким критериям. Основные – это финансовое положение и деловая репутация бюро. Если хотя бы одно требование не будет выполнено, у бюро нет шансов попасть в реестр. Кроме того, на протяжении всего существования БКИ периодически подвергается проверкам на качество и своевременность предоставляемых услуг.
С 1 марта 2006 года все банки начали передавать информацию о заёмщиках в бюро. Кто этого не сделает – нарушит закон. Одновременно банкиры стали получать из бюро кредитные истории.
Один из наиболее важных источников информации о кредитоспособности - анализ бухгалтерских отчетов потенциальных заемщиков. Особое внимание банк обращает на результаты прогноза денежных потоков, которые свидетельствуют об ожидаемом финансовом состоянии, прибыльности и потребности заемщика в дополнительно привлекаемых средствах.
Статьи по теме:
Основные положения организации страхования в Кыргызской Республике
Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это объясняется значением страхования в экономической и социальной жизни общества. Интересы общества в широком развитии страхования предполагают прямое участие государства в наблюдении за функционированием этой сферы. Эта не ...
Качественный анализ кредитоспособности заемщика
Оценка кредитоспособности на основе качественного анализа является как продолжением, так и необходимой составляющей количественного анализа финансовой отчетности предприятия. Целый ряд показателей состава и структуры баланса, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности обязательны ...
Сельскохозяйственное страхование
Перед сельхозтоваропроизводителями всегда стоит проблема финансовой защиты своих имущественных интересов ввиду высокой зависимости аграрной отрасли экономики от стихийных сил природы. Одним из эффективных инструментов управления рисками в сельском хозяйстве выступает страхование, позволяющее обеспе ...