В 1914 году, в связи с началом 1-й Мировой войны, рынок акций рухнул. В 1918 году большая часть акций предприятий была национализирована, но в 1921-22г. г. отечественный рынок акций возродился и успешно просуществовал (в том числе и с участием иностранного капитала) до начала 30-х годов, когда иностранный капитал снова стал уходить с отечественного рынка, а государство стало выкупать частные доли в акционерных обществах и преобразовывать их в государственные предприятия. После принятия Конституции в 1937 году в СССР остались два всесоюзных акционерных общества, а бывший акционерный сектор был представлен только паевыми фирмами в виде кооперативов и колхозов, над которыми государство имело очень сильный контроль.
В 90-е годы России рынок ценных бумаг находится на перекрестке противоречивых интересов и трудно совместимых целей различных участников экономической деятельности: предприятий и государственных органов, экспортеров, импортеров, банков, иностранных инвесторов, населения и т.д.
О недостаточной эффективности и неупорядоченности мер государственных органов по управлению отношениями на этом рынке свидетельствует целый ряд негативных процессов. Рынок находится в нестабильном положении, хотя бы потому, что не вышел из фазы формирования, в условиях экономики, носящей переходный характер и находящейся в состоянии глубокого кризиса. В такой ситуации любые существенные события, воплощающие заметные экономические и политические изменения ("черный вторник" 11 октября 1994г. или “черный понедельник 17.08.1998г. и др.), автоматически приводят к дестабилизации и обесценению ценных бумаг и главным образом корпоративных акций. В свое время негативную роль сыграли также скандалы с АО “МММ”, “Русским Домом Селенга”, “Хопром-Инвестом”, “Русской недвижимостью" и другими дутыми компаниями. Неустойчивы многие российские коммерческие банки (особенно после августа 1998г).
Вследствие данных обстоятельств население страны не питает доверия к финансовому рынку. Из-за общей криминализации экономики, несовершенства законов о рынке ценных бумаг и других негативных явлениях россияне не следуют принципам рыночной экономики, и не вкладывают свои сбережения в акции, облигации и другие источники устойчивого дохода, т.е. не стремятся к рублевым формам сбережений, поскольку не верят в свою национальную валюту, предпочитая ей, в основ ном, доллары США.
Управление движением средств на рынке ценных бумаг требует анализа многих аспектов экономической деятельности.
Традиционными ориентирами действий государственных органов по управлению рынком ценных бумаг выступают: уровень и динамика курса национальной денежной единицы; структура и сальдо внешнеторгового баланса; состояние основных сегментов финансового рынка, прежде всего движение капиталов; борьба с отмыванием денег, неуплатой налогов и т.д. Но каждый из вышеупомянутых ориентиров, как правило, не используется как самоцель.
Уровень текущих котировок основных, в том числе и корпоративных, ценных бумаг внутри страны является тем ключевым фактором, который, наряду с валютным курсом и показателями ВВП связывает экономику страны с остальным миром. Применительно к акциям различают два вида текущих котировок: номинальные и реальные. Номинальный курс это провозглашенная цена акций. Реальный - относительная (чаще средневзвешенная) цена в ходе биржевых сессий.
В практике используемых странами рыночной экономики систем регулирования на рынке ценных бумаг можно найти самые разнообразные сочетания различных инструментов и целей воздействия на рынок.
Схемы действий государственных органов находятся в диапазоне между двумя крайними режимами: это система фиксированных курсов акций (чаще для госсектора в экономике и корпораций с преимущественной долей активов государства) и режим свободного их котирования на бирже.
Режим фиксированных курсов. Основная идея такого регулирования заключается в проведении политики курсообразования, не допускающей отклонение от заранее выбранных приоритетов, которая обеспечивается ограничениями по операциям физических и юридических лиц, т.е. государство жестко фиксирует курсы акций своих предприятий. В данном случае Правительство должно располагать адекватными резервами средств для смягчения колебаний на рынке ценных бумаг.
Применение конкретной схемы регулирования связано с состоянием внутриэкономического развития. Основными причинами использования режима фиксированного курса является кризис экономики или отсталость национального хозяйства от мировых критериев ценообразования и качества производимых товаров и услуг. Свобода рыночных сил на финансовых рынках, связанная с использованием режима свободного котирования, оказывает благотворное воздействие на национальное хозяйство, как правило, на фоне сильных позиций страны на внешних рынках, выраженных в высокой доле в мировом экспорте.
Следует заметить, что на практике эти крайности редко встречаются в чистом виде. В большинстве случаев для стран с рыночной экономикой имеет место быть система управляемых котировок, т.е. гибкие курсы с частичным вмешательством государства.
Статьи по теме:
Понятие, виды и особенности страхования
ответственности
Различают внедоговорную (деликтную) ответственность, т. е гражданское правонарушение, влекущее за собой обязанность возмещения причиненного ущерба, и договорную гражданскую ответственность. Внедоговорная ответственность определяется ст.931 ГК РФ где указано, что по договору страхования риска ответс ...
Двойное страхование
В наиболее типичном варианте страхование организуется в связке “страхователь - страховщик”. Однако, в некоторых ситуациях оно может приобретать более сложные формы. Двойное (множественное) страхование - страхование одного и того же объекта у нескольких страховщиков. Следует отметить, что в некоторы ...
Понятие и основные виды конкурентной стратегии
В настоящее время без согласования, утверждения и выполнения планов развития на долгосрочную перспективу, т.е. стратегий, не может обойтись любой уважающий себя банк. Во многих банках уже давно существуют специальные подразделения, которые непосредственно занимаются разработкой стратегий, анализом ...