4) создание равных условий для свободной конкуренции между субъектами рынка ипотечных кредитов;
5) создание механизмов социальной защиты заемщиков как от неправомерных действий банков-кредиторов, так и для их социальной адаптации при процедуре выселения в случае невозможности погашения взятого ранее ипотечного кредита;
6) уточнение нормативной базы, регулирующей деятельность кредитных организаций по предоставлению и обслуживанию ипотечных долгосрочных кредитов, а также их рефинансированию;
7) формирование нормативно-законодательных основ для использования новых финансовых инструментов (ценных бумаг) для привлечения долгосрочных ресурсов в эту сферу.
Помимо этого, необходимо предусмотреть ряд специальных жилищных льгот для банков, осуществляющих ипотечную деятельность. Достаточно действенной мерой может стать введение порядка, при котором банки, открывающие жилищные вклады и предоставляющие ипотечные кредиты, имеют возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму выданных долгосрочных жилищных кредитов или для них применяется освобождение от налогов прибыли, полученной от ипотечных кредитов. Кроме того, следует освободить от резервирования или снизить нормы обязательных резервов, депонируемых банком в Центральном банке Российской Федерации, по средствам, поступающим на жилищные вклады.
Для активизации деятельности банков на рынке ипотечного кредитования реально рассмотреть следующие меры:
внести предложения в Банк России о неприменении нормативов ликвидности к стандартным ипотечным кредитам в течение 30 дней с даты их выдачи;
подготовить директиву представителям Правительства РФ в органах управления банков с государственным участием об установлении ежегодных на 2005-2010 гг. лимитов ипотечного кредитования в разрезе регионов и доведении их до Банка России и регионов России;
ежеквартальное раскрытие банками по форме, установленной регионам России совместно с Банком России, объемов ипотечного кредитования;
рекомендовать банкам - первичным кредиторам, заключить договора с агентством ипотечного жилищного кредитования на период 2007-2010 гг. на рефинансирование стандартных закладных;
рекомендовать банкам - инициаторам выпусков ипотечных ценных бумаг, заключить договора с Агентством Ипотечного Жилищного Кредитования (АИЖК) на период 2007-2010 гг. на гарантированное размещение траншей ипотечных ценных бумаг.
В условиях динамично развивающегося рынка ипотечного кредитования Правительством России обеспечивается сбалансированная динамика спроса и предложения на рынке жилья в будущем. С целью недопущения роста жилищных цен при ограниченном предложении вторичного жилья увеличивается предложение жилья на первичном рынке. Правительством РФ дано направление на увеличение объема жилищного строительства к 2010 году до 80 млн. кв. м.
В настоящее время по распределению по структурным характеристикам портфеля жилищных кредитов наибольшую долю занимают кредиты на приобретение готового жилья более 80 процентов и только 20 процентов на строящееся жилье.
Правительством Российской Федерации поставлена задача выйти к 2010 году на объемы ипотечного кредитования не менее 1 млн. кредитов с общим объемом ипотечного кредитования 415 млрд. руб. ежегодно.
При этом имеется необходимость адекватного развития вторичного рынка ипотечных кредитов и формирования на нем достаточного количества операторов, обеспечивающих ликвидность выданных ипотечных кредитов и создающих тем самым условия для эффективной деятельности первичных кредиторов в стране.
Ипотека - одно из наиболее перспективных направлений банковской деятельности в России. В ближайшие три-пять лет заемщиками по ипотечным кредитам смогут стать около 2 миллионов российских семей.
Таблица 3.2 - Ориентиры правительства по развитию ипотечного кредитования к 2010 году.
№ п/п |
Показатель |
Размер показателя |
1 |
Объемы ипотечного кредитования (заключенных оговоров в год) |
1 млн. штук |
2 |
Объемы ипотечного кредитования за год |
415 млрд. руб. |
3 |
Ипотечные кредиты / ВВП (накопленным итогом) |
5,5% |
4 |
Доля населения, улучшившего жилищные условия с помощью ипотеки |
7% |
По оценкам банковских специалистов и опросов, проведенных ассоциацией региональных банков России, с целью выяснения мнений банкиров относительно перспектив развития российской системы ипотечного кредитования, наиболее эффективной представляется стандартная банковская ипотека. В настоящее время задолженность по банковским ссудам намного больше в сравнении с задолженностью по ссудам, рефинансированным АИЖК.
Статьи по теме:
Контроль за эмиссионными операциями наличности
Цель эмиссии наличных денег - обеспечение экономики платежными средствами. Монополия на эмиссию наличных денег (банкноты и монеты) принадлежит центральному банку. Эмиссия наличных денег представляет собой результат превышения суммами эмиссионных операций центрального банка lпо выпуску наличных дене ...
Облигация как инструмент рынка ценных бумаг
Более 90% от стоимости всех национальных и международных инвестиционных продуктов составляют облигации, которые представляют собой наиболее важную область для изучения [4,c.61]. Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренн ...
Рекомендации по повышению эффективности использования кредитного потенциала
в ЗАО ВТБ-24
В последние несколько лет российский банковский рынок переживал период бурного роста. В условиях ажиотажного спроса на кредитные продукты со стороны бизнеса и населения банки наступательно увеличивали объемы сделок, стремясь как можно стремительнее нарастить долю рынка. Но текущие объективные эконо ...