В начале 90-х годов в Российской Федерации началось возрождение национального страхового рынка, которое продолжается в настоящее время. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ «О страховании» от 27 ноября 1992 г., вступивший в силу 12 января 1993 г. В это же время был создан Росстрахнадзор – Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.
Страхование исторически возникло как реакция на всевозможные бедствия и его непосредственное назначение состояло в удовлетворении потребностей человека от случайных опасностей.
Неблагоприятные природные и другие явления и связанные с ними материальные потери первоначально воспринимались людьми как явления случайные. Однако их регулярность и цикличность привели к пониманию, что они имеют закономерный характер, а ущерб, наносимый ими, может быть уменьшен или нейтрализован с помощью простейших мер страховой защиты.
В настоящее время ситуация меняется. Переход на рыночные условия хозяйствования будет способствовать развитию огневого страхования, но для этого нужна большая и кропотливая работа широко го круга федеральных органов исполнительной власти, страхового сообщества, хозяйствующих и других заинтересованных структур.
Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) как федеральный орган исполнительной власти имеет отношение к страхованию. Но он не определяет политику в этом вопросе и не формирует нормативную базу в сфере страхования. У него несколько другие цели, задачи, полномочия и функции. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» Федеральная служба страхового надзора (далее – Служба) осуществляет контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности; принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий страховщиков, ведет Единый государственный реестр субъектов страхового дела и Реестр объединений субъектов страхового дела; обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора; осуществляет расчет размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций и выдает разрешения на такое участие, а также на открытие представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страховой деятельности (страхового дела), а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями; в пределах компетенции Службы осуществляет контроль за соблюдением страховыми организациями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за выполнением требований страхового законодательства иными лицами.
Положения пп. 3 и 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 №4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» устанавливает два принципиальных вида страхования – обязательное и добровольное.
Противопожарное страхование может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Обязательное противопожарное страхование должны проводить предприятия, иностранные юридические лица, предприятия с иностранными инвестициями, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
Обязательное противопожарное страхование должно проводиться в отношении:
имущества, находящегося в их ведении, пользовании, распоряжении;
гражданской ответственности за вред, который может быть причинен пожаром третьим лицам;
работ и услуг в области пожарной безопасности.
Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие: субъекты страхования, объекты, подлежащие страхованию, перечень страховых случаев, минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения, размер, структуру или порядок определения страхового тарифа, срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов), срок действия договора страхования, порядок определения размера страховой выплаты; контроль за осуществлением страхования, последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования.
Таблица 1. Количество страховых выплат, произведенных страховыми организациями по риску «пожар» (шт.)
год |
2009 |
2008 |
2007 |
2006 |
Страхование средств наземного транспорта |
2 277 |
2 718 |
560 |
648 |
Страхование средств воздушного транспорта |
0 |
1 |
0 |
0 |
Страхование средств водного транспорта |
19 |
5 |
7 |
1 |
Страхование грузов |
24 |
1843 |
11 |
55 |
Страхование других видов имущества-всего |
26417 |
40533 |
13133 |
30128 |
строений граждан |
15 687 |
34 371 |
10 196 |
19 646 |
домашнего имущества |
8 423 |
2 221 |
1 546 |
7 508 |
животных |
33 |
63 |
36 |
69 |
сельхозкультур-всего |
56 |
39 |
38 |
0 |
в том числе: |
59 |
39 |
38 |
0 |
урожая сельхозкультур | ||||
прочих рисков в растеневодства |
0 |
0 |
0 |
0 |
других видов имущества |
558 |
794 |
370 |
384 |
товаров на складе |
395 |
103 |
78 |
84 |
имущества юридических лиц, кроме товаров на складе |
1 259 |
2 914 |
861 |
2 284 |
имущества, используемого при проведении строительно-монтажных работ |
7 |
28 |
8 |
152 |
Итого |
28 737 |
45 100 |
13 711 |
30 832 |
Статьи по теме:
Взаимосвязь риска,
дохода и доходности
Риск и доход рассматриваются как две взаимосвязанные категории. В наиболее общем виде под риском понимается вероятность возникновения убытков или недополучение дохода по сравнению с прогнозируемым вариантом. Рассматриваются 2 элемента дохода от финансовых актива: доход от приращения стоимости и от ...
Выводы
1. Менеджмент представляет собой науку и практику управления соответствующим объектом материальными фондами, финансовыми ресурсами персоналом (трудовыми ресурсами) Как наука менеджмент отражает теоретические и методологические основы управления определенными сферами. Как практическая деятельность м ...
ЗАО «Биржевая Торговая Система» и его операции на финансовом рынке
Фондовая биржа ЗАО «Биржевая Торговая Система» зарегистрировано Министерством Юстиции Ошской области с 6.09.2000 г. и начала свою деятельность по организации торговли ценными бумагами в августе 2001 г. Закрытое акционерное общество «Биржевая торговая система» зарегистрировано Министерством юстиции ...