Принципы построения и структура современной банковской системы РФ

Финансы » Банковская система РФ » Принципы построения и структура современной банковской системы РФ

Страница 1

Современная банковская система России создана в результате реформирования государственной кредитной системы, сложившей­ся в период централизованной плановой экономики. Банки в РФ создаются и действуют на основании Федерального закона от 7 июля 1995 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 21.03.02)[2], в котором дано определение кредитных организаций и банков, пе­речислены виды банковских операций и сделок, установлен поря­док создания, ликвидации и регулирования деятельности кредит­ных организаций и т.п. В действующем законодательстве закрепле­ны основные принципы организации банковской системы России, к числу которых относятся следующие: двухуровневая структура, осуществление банковского регулирования и надзора центральным банком, универсальность деловых банков и коммерческая направ­ленность их деятельности.

Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Центральный банк РФ как верхний уровень бан­ковской системы выполняет функции денежно-кредитного регули­рования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необ­ходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правитель­ством РФ, представительными и исполнительными органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления, государ­ственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юри­дическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Бан­ка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и органи­зациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.

Коммерческие банки и другие кредитные организации образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Бан­ком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п.

Принцип осуществления банковского регулирования и надзора Митральным банком находит свое отражение в том, что в РФ ор­ганом банковского регулирования и надзора является Централь­ный банк РФ. В большинстве же европейских стран полномочия по банковскому регулированию переданы специальным органам банковского надзора: Банковской комиссии во Франции, Феде­ральному ведомству по контролю кредитной деятельности в Гер­мании, Ведомству по финансовым услугам в Великобритании и т.п. Банк России как регулирующий орган устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и от­четности для кредитных организаций, предельные величины рис­ков и другие пруденциальные нормы банковской деятельности. Он же осуществляет надзор за соблюдением установленных норм и правил, проводит инспекционные проверки банков и небанков­ских кредитных организаций. Банк России выступает лицензиру­ющим органом по отношению к кредитным организациям: выда­ет и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, регистрирует филиалы банков на территории РФ, выдает разре­шения на открытие заграничных филиалов, а также на участие и капитале кредитных организаций-нерезидентов.

Наряду с Банком России регулирование деятельности банков как юридических лиц осуществляют и другие государственные органы. Так, взаимодействие банков на рынке банковских услуг, развитие конкуренции между ними является объектом регулиро­вания со стороны Министерства РФ по антимонопольной полити­ке и поддержке предпринимательства. Работа банков на рынке ценных бумаг регулируется и контролируется Федеральной ко­миссией по рынку ценных бумаг. Кроме того, банки как налогопла­тельщики попадают под регулирующее воздействие Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам, а как аген­ты валютного контроля они взаимодействуют с Государственным таможенным комитетом РФ и Министерством внешнеэкономи­ческих связей РФ. Однако все эти ведомства в большинстве сво­ем не устанавливают для банков особых норм и требований, а ре­гулируют их деятельность в общем порядке так же, как и любых других юридических лиц.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Проблемы оценки кредитоспособности
От результатов анализа кредитоспособности заемщика зависит, состоятся ли кредитные взаимоотношения, если да, то какими будут условия кредитного договора и формы обеспечения возвратности кредита и др. При безусловной важности анализа кредитоспособности заемщика существует ряд причин, значительно сни ...

Автоматизация-расчетно-кассовых банковских операций
Все автоматизированные банковские системы выросли из "Операционного дня банка". Другие модули, развивающие и расширяющие эти системы, строились уже на основе Опердня, поэтому в своем развитии пошли дальше. А про добрый старый Опердень часто просто забывают, пишутся некоторые добавки, став ...

Оценка качества банковского менеджмента
Критерии качества управления. Качество банковскою менеджмента есть его свойство, определяющее эффективность системы управления, т.е. способность банка достигать стоящие перед ним цели и задачи. Качество управления - это характеристика самой системы управления, ее субъектов, объектов, механизма, инс ...


Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru