По данным ЦБ, в 2012 году средний уровень просроченной задолженности по всем кредитам, выданным 30 крупнейшими банками, увеличился в 1,76 раза. При этом в сегменте кредитов физическим лицам рост «просрочек» составил 3,2 раза. По расчетам «Эксперт РА», объем просроченной задолженности по выданным топ-30 банками кредитам составила 1,21% от совокупного объема кредитного портфеля, при этом для портфеля юридических лиц этот показатель был существенно ниже – 1,11%, а вот по кредитам частным лицам выше – 1,94%. Как и следовало ожидать, рост «просрочки» – большей частью следствие бурного развития рынка потребительского кредитования.
Однако, по данным ЦБ РФ, доля «просрочек» по банковской системе в целом на 01.12.2012 составляла около 1,42% кредитов, что является приемлемым уровнем и само по себе не должно внушать опасений. С другой стороны, аналитики и банкиры признают, что доля реальных «просрочек» намного выше, просто банки «прячут» их в других статьях отчетности. В особенности высок уровень просроченной задолженности, по мнению банковских служащих, в сегменте потребительского кредитования, где ее реальная доля доходит до 15–20%.
Низкий уровень «просрочек» по системе в целом во многом обусловлен объективными причинами. Во-первых, доля кредитов физическим лицам в общем объеме банковских ссуд пока составляет лишь 21,4%. Остальные кредиты приходятся на финансовый и корпоративный сектор. Таким образом, задолженность юридических лиц, характеризующаяся более низким уровнем риска, составляет порядка 78,6% портфелей банков. Уровень просроченной задолженности по ним сейчас ниже среднего (1,28%). Безусловно, смещение банковских приоритетов в сторону кредитования физических лиц ухудшает качество ссудной задолженности банков, однако происходит это не столь быстрыми темпами, как принято считать.
Кроме того, после первой волны «кредитного бума» в системе сложился ряд предпосылок, ограничивающих дальнейший рост кредитных рисков в банках. Во-первых, наметился переход от выдачи классических кредитов к «карточному» кредитованию, которое традиционно считается менее рисковым. Во-вторых, с 1 июля 2007 г. ЦБ обязал все банки раскрывать информацию об эффективных процентных ставках по кредитам. А значит, что теперь участникам рынка розничного кредитования трудно будет компенсировать высокие риски за счет высоких ставок. Следовательно, банки начнут более внимательно подходить к оценке платежеспособности потенциальных заемщиков. В-третьих, наконец, сами банки, осознавая уровень кредитных рисков, не будут заинтересованы накоплении «проблемной» задолженности выше определенного уровня. Получается, что кризис вследствие массовых неплатежей по потребительским кредитам системе представляется маловероятным.
ОАО «Банк Москвы» в соответствии с тенденциями рынка усиленно развивал розничное кредитование. Если в среднем по системе портфель кредитов физическим лицам вырос на 75%, то у Банка Москвы – почти в 2,5 раза до 36,6 млрд. руб. В результате доля розничных ссуд в кредитном портфеле банка увеличилась с 9,1% до 14,1%, а корпоративных – сократилась с 90,8% до 85,9%. И на 10 крупнейших заемщиков приходится уже не 17,1% кредитного портфеля, а 18,2%.
Оценить эффективность кредитования можно по объему просроченной задолженности. В целом объем просроченной задолженности филиала увеличился в 1,71 раза, что также совпадает с динамикой рынка в целом. Объем просроченной задолженности по выданным филиалом кредитам составила 1,42% от совокупного объема кредитного портфеля, при этом для портфеля юридических лиц этот показатель составляет – 1,21%, а вот по кредитам физических лиц – 2,63%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что банку надо совершенствовать систему риск-менеджмента.
Статьи по теме:
Опасность демпинга для страховщика
По своей сути главной идеей в страховании является то, что страховой полис представляет собой финансовое обязательство, которое страховая компания обязуется выполнять при наступлении страхового случая. При этом из собранных страховой компанией премий формируются страховые резервы на выплаты по убыт ...
Посткризисная трансформация ландшафта рыночной банковской системы России в
1998 и 2008 годах
Операции с клиентами превратились после кризиса в основной легальный путь получения прибыли. Банки, которые активно занимались клиентским обслуживанием и аккумулировали средства устойчивых клиентов, имеют лучшие показатели развития. К 2002 году банковская система в основном восстановила свои позици ...
Проблемы развития банковской системы РФ
На основе анализа показателей развития банковской системы можно сделать следующие выводы. 1. Внешние источники фондирования для российских компаний и банков всё ещё закрыты, а ресурсов внутреннего рынка не хватает. Основным источником кредитных ресурсов для российских банков и корпораций в 2011 год ...