От выбора форм и условий расчетов зависит скорость и гарантия получения платежа, сумма расходов, связанных с проведением операций через банки. Поэтому внешнеторговые партнеры в процессе переговоров согласовывают детали условий платежа и затем закрепляют их в контракте. При составлении валютно-финансовых и платежных условий контрактов обычно проявляются противоположность интересов экспортера, который стремиться получить максимальную сумму валюты в кратчайший срок, и импортера, заинтересованного в выплате наименьшей суммы валюты, ускорении получения товара и отсрочке платежа до момента его конечной реализации. Выбор валютно-финансовых и платежных условий сделок зависит от характера экономических и политических отношений между странами, соотношения сил контрагентов, а также от традиций и обычаев международной торговли данным товаром. Межправительственные соглашения устанавливают общие принципы расчетов, а во внешнеторговых контрактах четко формулируются подробные условия.
Таким образом, первоначальным и необходимым условием для осуществления международной торговой операции является внешнеторговый контракт. Внешнеторговый контракт - это соглашение, по которому экспортер должен поставить товары импортеру, обязующемуся, в свою очередь, оплатить этот товар по контрактной цене[5].
Внешнеторговый контракт включает следующие элементы:
1. Предмет контракта
2. Цена контракта
3. Качество товара
4. Сроки и дата контракта
5. Базисные условия поставки
6. Условия платежа
7. Валюта цены
8. Валюта платежа
9. Упаковка и маркировка
10. Порядок сдачи и приемки
11. Штрафные санкции, возмещение убытков
12. Форс-мажор
13. Другие условия контракта
13. Юридические адреса сторон
14. Подписи продавца и покупателя
Экспортные и импортные контрактные цены разнообразны и зависят от включаемых в них дополнительных расходов (пребывание на складе страны экспортера, путь в порт, нахождение в порту, путь за границу, складирование за рубежом, доставка товара импортеру). При заключении экспортного торгового контракта должно быть согласовано, кто отвечает за осуществление транспортировки и кто за это платит. Способы разделения ответственности и расходов, которые Международная торговая палата (International Chamber of Commerce) разработала в 1936 г., называются "Инкотермс" - международные правила толкования торговых терминов. Новейшая редакция Инкотермс была принята в 1990 г. причиной этому послужило все большее использование в международной торговле электронного обмена данными для передачи различных документов. Другим фактором усовершенствования явилось появление новых типов транспорта, которые необходимо было включить в условия торговли. Условия Инкотермс определяют, каким образом покупатель и продавец распределяют ответственность, расходы и риски при осуществлении контракта. В соответствии с этим все условия делятся на четыре группы:
Е-условие (EXW) |
"Франко-завод". Это условие предполагает только представить товар покупателю на своем заводе или складе и не несет ответственности за его погрузку. |
F-условия (FCA) |
"Франко-перевозчик". Это условие означает, что обязательство продавца считается выполненным после передач товара, очищенного от пошлин на экспорт, под ответственность перевозчика, названного покупателем в указанном месте и пункте. |
(FAS) |
"Франко вдоль борта судна". Означает, что обязательство продавца считается выполненным, когда товар размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски гибели или повреждения товара должен нести покупатель, который очищает товар от экспорта. |
(FOB) |
"Франко-борт". Означает, что обязательство продавца по поставке товара считается выполненным после того, как товар передан через поручни судна в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски гибели или повреждения товара должен нести покупатель. Таможенную очистку товара должен производить продавец. |
С - условия (CFR) |
"Стоимость и фрахт". Означает, что продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения. Однако риск гибели или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, вызванные событиями, произошедшими после поставки товара на борт судна, переходят с продавца на покупателя в момент перехода товара через поручни судна в порту отгрузки. Таможенную очистку совершает продавец. |
(CIF) |
"Стоимость, страхование и фрахт". Означает, что продавец имеет те же обязательства, как в условиях "Стоимость и фрахт", но с тем дополнением, что он должен обеспечить морское страхование против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Продавец оплачивает только минимальное покрытие страховки. Продавец осуществляет таможенную очистку. |
(СРТ) |
"Перевозка оплачена до". Продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Риск гибели или повреждения товара, а также дополнительные расходы, вызванные событиями, которые произошли после поставки товара перевозчику, переходят от продавца к покупателю после поставки товара на хранение перевозчику. |
(CIP) |
"Перевозка и страхование оплачены до". Условие означает, что продавец имеет те же обязательства, как и в случае условия "Перевозка оплачена до", и дополнительно он должен обеспечить страхование груза против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец производит очистку товара от экспортной пошлины и заключает договор страхования на сумму минимального покрытия. |
D - условия (DAF) |
"Поставлено на границу". Обязательство продавца по поставке считается выполненным, когда товар предоставлен очищенным от пошлины на экспорт в указанном пункте и месте на границе, однако до "таможенной границы" соседней страны. |
(DES) |
"Поставлено франко-судно". Обязательство продавца по поставке считается выполненным после того, как товар предоставлен покупателю на борт судна не очищенным от пошлины на импорт в указанном порту назначения. Продавец должен нести все расходы и риски, связанные с поставкой товара в указанный порт назначения. |
(DEQ) |
"Поставлено франко-причал". Означает, что обязательств продавца по поставке считается выполненным после того, как он предоставил товар в распоряжение покупателя на причале (товарной пристани) в указанном порту назначения очищенным от пошлины на импорт. Продавец должен нести все расходы и риски, включая таможенные пошлины, налоги и другие сборы по доставке товара в указанное место. |
(DDU) |
"Поставлено, пошлина не оплачена". Продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя в указанном месте в стране импорта, несет все расходы и риски, связанные с поставкой туда товара. Покупатель оплачивает все дополнительные расходы. |
(DDP) |
"Поставлено, пошлина оплачена". Продавец предоставляет товар покупателю в месте страны импорта, несет все риски и расходы, включая таможенные пошлины, налоги и другие сборы по поставке товара, очищенного от пошлины на импорт[6]. |
Статьи по теме:
Личное страхование
По договору личного страхования страховщик уплаченной страхователем премии обязуется выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором страховую сумму (страховое обеспечение) в случае причинения вреда жизни или здоровью страхователя или заинтересованного лица, достижения ...
Выводы
1. Менеджмент представляет собой науку и практику управления соответствующим объектом материальными фондами, финансовыми ресурсами персоналом (трудовыми ресурсами) Как наука менеджмент отражает теоретические и методологические основы управления определенными сферами. Как практическая деятельность м ...
Правовое регулирование обязательного страхования гражданской
ответственности владельцев транспортных средств
Правовые, организационные и экономические основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств определяются Законом РФ от 25.04.02 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Законом пред ...