Понятие конкуренции и демпинга в автостраховании

Финансы » Страховая премия » Понятие конкуренции и демпинга в автостраховании

Страница 1

На основе многочисленных публикаций, высказываний экспертов страхового рынка и личного опыта авторов рассмотрены основные причины возникновения недобросовестной ценовой конкуренции и ее последствия для страхового рынка. Дано определение демпинга в страховании. Сопоставлены тарифы ведущих российских автостраховщиков со среднестатистическими рисками эксплуатации автомобиля в Москве. Полученные результаты доказывают, что добросовестная конкуренция должна основываться на привлечении новых страхователей за счет расширения страхового покрытия и улучшения сервиса в целях уменьшения доли традиционных высокорисковых клиентов в структуре страхового портфеля.

Автострахование до кризиса 2008 г. развивалось динамично за счет покупки новых автомобилей в кредит. Автокаско стимулировало развитие добровольного страхования имущества и в 2008 г. составило, согласно статистике Федеральной службы страхового надзора (ФССН), 52,5% премий по этому виду страхования. С введением обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) автострахование стало массовым, охватив примерно 97% всех российских автовладельцев.

В 2009 г. сегмент рынка автокаско, в связи с сокращением продаж автомобилей, сократился на 20%, до 137,6 млрд. руб., но практически сохранил свою долю (51,2%) в добровольном страховании имущества вследствие сокращения продаж по всем видам страхования имущества. При этом продажи ОСАГО в 2009 г. выросли на 6,6% до 85,7 млрд. руб. (15,4% всего объема премий по обязательным видам страхования).

Эксперты агентства «Эксперт РА» прогнозируют в 2010 г. стабилизацию продаж автокаско на уровне 138–140 млрд. руб., но отмечают, что этот сегмент рынка могут покинуть до четверти автостраховщиков в связи с резким повышением убыточности. Только за 1 полугодие 2009 г. суммарные выплаты по автокаско выросли на 40% при падении премий на 16%, а комбинированный коэффициент убыточности превысил 100% почти у половины страховщиков. В 2009 г. из-за неосмотрительной ценовой политики с рынка ушли более ста страховщиков и еще 150 страховщиков, судя по высказываниям руководителя ФССН А.П. Коваля, находятся на грани банкротства.

По общему мнению, экспертов, основной причиной роста убыточности явилась недобросовестная ценовая конкуренция. Развитие кризиса обострило внутренние проблемы страхового рынка, предпосылки которых были заложены в период его бурного роста и привели к появлению финансовых пирамид – демпингующих компаний, осуществляющих выплаты за счет страховой премии, собираемой с новых страхователей. Неминуемый уход этих компаний с рынка приведет к кризису доверия к страховым компаниям и к дальнейшему падению добровольного спроса на страхование, росту страхового мошенничества. Действительно, по данным ФССН, в 2009 г. поступило свыше 30 тыс. жалоб страхователей (в 2008 г. – 14 тыс. жалоб), из них 48% по автокаско и 44% по ОСАГО. Основные причины жалоб – необоснованный отказ в выплате, увеличение сроков выплат и занижение сумм страхового возмещения.

Эти негативные тенденции стали предметом обсуждения в страховом сообществе и требуют внимательного изучения приемов и методов конкурентной борьбы на рынке автострахования.

Конкуренция

По широко распространенному мнению, конкуренция (от лат. concurrere – состязаться) является рыночным благом, позволяя обеспечить потребителям возможности выбора качественных товаров и услуг по приемлемой цене в результате соперничества за лучшие условия производства и продажи. Но свободная конкуренция возможна лишь в определенных условиях – полная хозяйственная обособленность субъектов рынка, зависимость рынка от хозяйственной конъюнктуры и возможность относительно честного противоборства производителей за наибольший доход. Такое состояние рынка соответствовало периоду классического капитализма и, по мнению историков, наблюдалось в Англии во второй половине XIX века. Отдельные экономисты не считают свободную конкуренцию всеобщим и универсальным методом развития экономики, а ограничивают ее роль сдерживанием предпринимательского индивидуализма как принципа организации экономики в странах с преобладанием в общественном сознании духа предпринимательства, таких, как, например, США.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Научные основы банковского менеджмента
Финансовый менеджмент банков имеет собственные научные основы, отражающие специфические стороны управления денежными ресурсами банков. К ним, в частности, относятся теории, анализирующие происхождение, сущность и роль банка в экономике, объясняющие содержание целей и задач финансового менеджмента, ...

Анализ показателей рентабельности ОАО «Белгазпромбанк»
По итогам анализируемого периода наиболее прибыльными видами деятельности для банка были операции по ссудам и депозитам, предоставленным клиентам и операции с отечественной валютой. Абсолютные показатели прибыли не всегда могут охарактеризовать эффективность работы коммерческого банка, особенно при ...

Анализ формирования кредитного потенциала в ЗАО ВТБ-24 за счет собственных средств
Исследование структуры баланса коммерческого банка целесообразно начинать с пассива, отражающего источники собственных и привлеченных средств, поскольку объем и структура пассивов в значительной части определяют объем, структуру активов. Анализ структуры пассивов начинается с выявлением размера соб ...


Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru