Организация кассовой работы

Правовые основы функционирования денежной системы и ор­ганизации расчетов в Российской Федерации регламентируются Законом «О денежной системе Российской Федерации», приня­тым 25 сентября 1992 г. Функция организации денежного оборота возложена на Центральный банк Российской Федерации. Прави­ла проведения операций с наличными деньгами на территории Российской Федерации определяются Центральным банком, ре­шением Совета директоров которого за № 40 от 22 сентября 1997 г. принят документ «Порядок ведения кассовых операций в Россий­ской Федерации».

Для более рационального оборота наличных денег, сокраще­ния трудовых и материальных затрат, связанных с обслуживанием оборота наличных денег, основная масса платежей должна осуще­ствляться в безналичном порядке. Предприятия и организации всех форм собственности должны сдавать в банк для зачисления на их расчетные (текущие) счета все суммы, полученные ими наличны­ми деньгами за проданные товары, оказанные услуги и выполнен­ные работы и др. Предприятиям и организациям по согласованию с обслуживающими их банками устанавливается лимит кассовой наличности, т.е. предельная сумма наличных денег, которая мо­жет храниться в кассе предприятия.

Коммерческие банки осуществляют операции с наличными деньгами по обслуживанию клиентов только при наличии у них лицензии, выданной Центральным банком РФ (или его террито­риальным управлением) на ведение кассовых операций, при этом банку устанавливается лимит операционной кассы, размер кото­рого зависит от объема выполняемых банком операций. Для обес­печения рационального оборота наличных денег в кассе банк на основе заявок клиентов составляет кассовый прогноз поступле­ний и выплат наличными деньгами. При недостатке кассовой на­личности для обеспечения предстоящих выплат банк может полу­чить наличные деньги в РКЦ за счет средств на корреспондент­ском счете банка. Сверхлимитный остаток операционной кассы подлежит сдаче в РКЦ для зачисления на корреспондентский счет банка.

Большое значение придается правильной и четкой организа­ции кассовой работы в коммерческом банке, которая должна обеспечить и сохранность ценностей, и своевременное обеспе­чение кассовой наличностью обслуживаемых банком предприя­тий и организаций, и инкассацию денежной наличности. При этом работы должны вестись с полным соблюдением кассовой дисциплины.

Для приема и выдачи наличных денег и других ценностей в коммерческом банке создается отдел кассовых операций, кото­рый возглавляет заведующий кассой (старший кассир), осуществ­ляющий руководство отделом и контроль за работой кассового аппарата банка. Наряду с главным бухгалтером и руководителем банка заведующий кассой несет ответственность за правильную организацию кассовой работы, четкое кассовое обслуживание предприятий и организаций, а также населения, своевременное отражение в учете денег, поступивших в кассу или выданных из кассы, сохранность всех ценностей в кассе банка.

В коммерческом банке создаются кассы приходные, расход­ные, приходно-расходные, вечерние, кассы для выдачи чековых книжек, пересчета денежной выручки. Виды и количество таких касс зависят от объема операций и характера деятельности бан­ка.[31]

Для хранения наличных денег и других ценностей в коммерче­ском банке выделяется специальное помещение — денежное хра­нилище. Технические требования к оборудованию касс и денеж­ного хранилища определяются в специальном документе Цент­рального банка РФ.Кабины касс должны быть оборудованы та­ким образом, чтобы можно было зрительно следить за работой кассира, но в то же время помещение кассы должно быть защи­щено от проникновения в него извне. Денежное хранилище обо­рудуется так, чтобы обеспечить полную сохранность ценностей. В хранилище имеются несгораемые и железные шкафы, запираю­щиеся стеллажи для хранения наличных денег и ценностей.

Статьи по теме:

Конкурентные преимущества и позиции банка на рынке
Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка - те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными преимуществ ...

Перспективы развития розничных электронных банковских услуг
Россиянам, подсчитывавшим каждую копейку, казалось странным, что мировые гиганты предлагают им предметы, которыми они никогда не пользовались и которые представлялись тогда, по меньшей мере, излишеством. Те же самые потребители не понимают сегодня, как можно мыть посуду хозяйственным мылом, стирать ...

Общая характеристика страхового рынка
Страховой рынок - это особая социально-экономическая Среда, определенная сфера экономических отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируются спрос и предложение на нее. Объективная основа страхового рынка - необходимость обеспечения бесперебойности возпроизводственного ...


Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru