Основы организации безналичных расчетов

Страница 2

На протяжении 1992—1995 гг. Правительство России принимало различные решения, регламентирующие очередность платежей. В 1995 г. была установле­на первоочередность выплаты денежных средств на неотложные нужды, плате­жи в бюджет и в государственные внебюджетные фонды. Все остальные плате­жи осуществлялись в порядке календарного поступления в банк расчетных до­кументов, т.е. наступления сроков платежей.

Платежи производятся с согласия (акцепта) владельца счета, однако в от­дельных случаях допускается и

безакцептное списание денег со счета пла­тельщика. Такое списание используется как форма расчетов между сторонами по договору и в случаях, предусмотренных законодательными актами.[6] В част­ности, право на безакцептное списание средств предоставляется поставщику при расчетах за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водо­снабжения (за исключением жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения), а также за электроэнергию, отпускаемую АЭС, за почтовые, теле­графные и телефонные услуги, оказываемые предприятиями связи. Условие о расчетах в форме безакцептного списания средств со счета может быть вклю­чено в договор и в иных случаях.

Право безакцептного списания денег со счета заемщика для возврата ссуд, срок которых истек, широко используется банками при заключении кредитных договоров. Если безакцептное списание не обязательно по закону, то право включать или не включать в договор условие о безакцептном списании средств принадлежит плательщику. Предоставляя своему контрагенту право списывать в таком порядке средства со своего счета, плательщик осуществляет свои пра­вомочия по распоряжению собственным счетом и хранящимися на нем сред­ствами.

Предоставление получателю денег права на безакцептное списание средств ставит плательщика в достаточно невыгодное положение. Недобросо­вестный взыскатель имеет возможность списывать суммы со счета и при отсут­ствии соответствующих оснований. Кроме того, на стадии исполнения догово­ра могут возникнуть обстоятельства, которые в обычной ситуации дают право плательщику отказаться от оплаты требования (поставка товаров, не предус­мотренных договором, а также некачественных товаров и т.д.), но приостановить списание средств по требованию на безакцептное списание невозможно. Восстановление необоснованно списанных денег, при отсутствии согласия их получателя, осуществляется только в порядке решения суда.

Если плательщик и его контрагент — кредитор предусмотрели в заключен­ном между ними договоре условие, дающее кредитору право на безакцептное списание причитающихся последнему сумм, плательщик должен оформить со­ответствующее соглашение с обслуживающим его коммерческим банком. Только при наличии подобного соглашения может быть реализован предусмотренный в договоре или в дополнительном соглашении механизм расчетов.

В письме банку или в тексте

договора банковского счета должно быть указано, какой кредитор вправе списывать с должника суммы в бесспорном порядке и за какую продукцию (товар, оказанные услуги, выполненные работы и т.п.).

В этих случаях коммерческий банк при решении вопроса о праве кредитора на бесспорное списание с должника средств должен руководствоваться указанным письмом плательщика или договором, заключенным с банком.

К безакцептным списаниям можно отнести и право бесспорного взыскания средств с банковских счетов.[7] Такое право предоставлено налоговым и финан­совым органам на суммы, недовнесенные в бюджет, и соответствующие суммы штрафов. Эти органы имеют право в бесспорном порядке также снимать сред­ства со счетов дебиторов, которые должны уплатить деньги предприятию, име­ющему просроченную задолженность перед бюджетом.

Государственные органы пенсионного обеспечения, медицинского страхо­вания, регулирования ценообразования и другие также имеют право в прину­дительном порядке взыскивать причитающиеся им деньги.

Кроме того, в соответствии с Положением о поставках продукции производ­ственно-технического назначения и товаров народного потребления с изгото­вителя взыскивается в бесспорном порядке стоимость недоброкачественной поставки и соответствующая сумма штрафа. Это положение предусматривает детальный порядок проведения таких операций.

Претензии к коммерческому банку, связанные с выполнением расчетных операций, направ­ляются непосредственно в банк, допустивший нарушение. За несвоевремен­ные (позднее следующего дня после получения соответствующего документа) или неправильные списания средств со счета владельца, а также зачисление банком сумм, причитающихся владельцу, владелец вправе потребовать от бан­ка уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки. В договоре между банком и вла­дельцем расчетного счета может быть предусмотрен и другой размер штрафа и порядок предъявления санкций за нарушения, допущенные при проведении расчетов. В 1992 г. банки начисляли и взыскивали со счетов своих клиентов штрафы за задержку платежей. С июля 1992 г. с банков снята обязанность по начислению и взысканию пени при задержке расчетов. Покупатель (плательщик) уплачивает пени за задержку расчетов в порядке, предусмотренном договором между ним и поставщиком. Пени за каждый день задержки в расчетах составляют 0,5% в день, если другой ее размер не определен в договоре сторон.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Мероприятия по совершенствованию депозитной политики ЗАО «Транскапиталбанк»
Одной из проблем, с которой коммерческие банки сталкиваются в настоящее время, является формирование ресурсной базы. Ресурсная база оказывает прямое влияние на ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. Сами масштабы деятельности коммерческого банка, а, следовательно, и размеры доходов, ...

Виды и показатели кредитования юридических лиц Южным Торговым Банком
Одной из важнейших задач Банка в области управления кредитными рисками является обеспечение финансовой устойчивости и минимизация потерь Банка при проведении активных операций. Контроль и регулирование уровня риска кредитного портфеля осуществляется путем планирования его величины на определенный п ...

Обеспечение кассовой деятельности банка
Кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками через специальный подраздел - операционную кассу, в составе которого могут создаваться несколько отдельных касс: прибыльная, расходная, вечерняя кассы, касса пересчета, а также обязательно создается хранилище. Все наличные средства и другие ценн ...


Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru