Основы организации безналичных расчетов

Страница 1

Самостоятельность предприятия в условиях рыночной эконо­мики предполагает укрепление, развитие и многообразие форм расчетов предприятий и коммерческих банков. Такие связи осуществляются через денежные расче­ты, которые являются условием, обеспечивающим смену форм стоимости в процессе кругооборота фондов.[2]

В отличие от

наличного денежного оборота,

при котором деньги переда­ются из кассы плательщика в кассу получателя, сущность

безналичного денежного оборота состоит в том, что платежи производятся путем перечис­ления (перевода) денег со счета плательщика на счет получателя в учреждениях банков. Банки хранят денежные средства предприятий на их счетах, зачисляют поступающие на эти счета суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов, а также о проведении других банковских опе­раций, предусмотренных банковскими правилами и договором. В зависимости от местонахождения банков, обслуживающих участников расчетов, они делятся на одногородние и иногородние, что предопределяет порядок их организации.[3]

Безналичные денежные расчеты осуществляются при соблюдении сле­дующих условий:

• Плательщик имеет право отказаться от оплаты предъявленного документа полностью или частично в случаях, предусмотренных законом или договором.

• Без согласия плательщика или его поручения списание средств со счетов, как правило, не допускается.

• Платежи осуществляются из собственных средств плательщика, а в от­дельных случаях — за счет кредита банка и прочих привлеченных средств.

• На счет получателя средства зачисляются лишь после их списания со сче­та плательщика.

• Выполнение правил документооборота, разработанных Центральным банком РФ и определяющих движение денег и денежных документов.

• Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операци­онных дней в пределах субъекта Российской Федерации, пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.[4]

• Денежные документы для осуществления безналичных расчетов должны соответствовать требованиям установленных Банком России стандартов. Рас­четные документы принимаются банком к исполнению, если на их первом эк­земпляре имеются две подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиск печати, образцы которых ранее были сообщены банку.

• Если платежи производятся предпринимателем без образования юриди­ческого лица, банк принимает расчетные документы при наличии одной подпи­си и при отсутствии оттиска печати.

• Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами без участия банковских учреждений че­рез суд.

При отсутствии или недостаточности денег на счете плательщика возникает проблема очередности платежей.

До 1989 г. действовала избирательная оче­редность оплаты документов. Она предусматривала, что в зависимости от харак­тера хозяйственных операций, отраженных в документах, все платежи группиро­вались в пять очередей, а внутри очереди — по срокам.[5] Платежи каждой последу­ющей группы очередности осуществлялись после полного погашения платежей предшествующих групп. Такое правило относилось и к случаям, когда документы предшествующей группы предъявлялись к оплате позднее последующих. Это не способствовало укреплению платежной дисциплины, ослабляло заинтересован­ность предприятия в своевременном погашении всех обязательств, поскольку удовлетворение собственных потребностей (выплата заработной платы и плате­жи в бюджет) осуществлялось из первых поступлений денег. При этом предпола­галось, что избирательная очередность обеспечивает интересы трудящихся и государства, ибо предусматривает первоочередную выплату заработной платы и перечисление средств в бюджет. Однако не учитывалось, что предприятия — поставщики материалов и оборудования тоже должны своевременно выплачи­вать заработную плату, вносить деньги в бюджет и совершать другие платежи.

В 1990 г. избирательная очередность была заменена на календарную очередность, которая предусматривала строгую последовательность плате­жей вне зависимости от характера расчетов. Это означало, что деньги, поступившие на банковский счет, могли быть использованы для выплаты заработной платы после удовлетворения претензий всех поставщиков, оплаты материалов и ус­луг, долгов банку, срок выплаты которых наступил ранее срока выплаты зара­ботной платы.

С середины 1992 г. календарная очередность была отменена и платель­щикам предоставлено право самим определять очередность платежей с их счетов.

На первый взгляд предоставление подобного права плательщикам наибо­лее полно отвечает рыночным отношениям, так как в отличие от избирательной или календарной очередности расширяет их самостоятельность. Однако на практике это может повлечь за собой нарушения в принципе равенства партне­ров: по своему усмотрению плательщик может отдать предпочтение одним предприятиям в ущерб другим, перед которыми он имеет длительную креди­торскую задолженность.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Пути повышения эффективности ипотечного кредитования в РК
По результатам проведенного исследования предлагаются следующие рекомендации по совершенствованию ипотечного кредитования. Рисунок 18. Обзор предложений для совершенствования ипотечного кредитования 1. Снижение процентной ставки по ипотечному кредиту до 5-7 %, что позволит вовлечь в ипотеку значите ...

Развитие ипотечного кредитования в России
В настоящее время большой интерес для нашей страны представляет ипотечное кредитование, главная цель которого - формирование эффективно работающей системы обеспечения доступным жильем российских граждан со средними доходами. На современном этапе развитие ипотечного кредитования в России можно счита ...

Оптимизация портфеля ценных бумаг на основе современной теории портфеля
Для принятия инвестиционного решения необходимо ответить на основные вопросы: какова величина ожидаемого дохода, каков предполагаемый риск, насколько адекватно ожидаемый доход компенсирует предполагаемый риск. Помочь решить эти проблемы позволяет современная теория портфеля, основателям которой явл ...


Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru