Законодательная структура

Страница 2

Денежная эмиссия закладывает основы кредитно-денежного регулирования, которое в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции отнесено к ведению Российской Федерации. Денежная эмиссия, осуществляемая исключительно Центральным банком Российской Федерации, охватывает:

· сокращение и контроль над кредитами, предоставляемыми государственному сектору предпринимательства;

· проведение политики в вопросе об учетной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции - положительной ставки), устранение разницы между учетными ставками ЦБ и ставками, сложившимися на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов;

· контроль над кредитами, предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»;

· необходимость включения всех федеральных расходов в федеральный бюджет.

Как правильно отмечает Б. Федоров, вся стратегия в области денежной эмиссии состоит в том, чтобы «пресечь неконтролируемое поступление в экономику денежной массы, сделать систему более восприимчивой к воздействию кредитно-денежной политики и финансовой политики в целом».

Функции центральных банков по управлению кредитно-денежной системой, по образному выражению Дуайта Семлера, «это тот перекресток, где политика и закон сходятся с экономикой».

Действительно, вопросы об объемах денежной эмиссии решаются не только Центральным банком, но и политическими органами - Федеральным Собранием, принимающим ежегодно Федеральный закон о бюджете, Правительством, «разрабатывающим и представляющим Государственной Думе федеральный бюджет» (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции). Все законопроекты о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу при наличии заключения Правительства Российской Федерации (ч. 3 ст. 104 Конституции).

В связи с тем, что вопросы денежной эмиссии являются кардинальными в экономической политике, Конституция гарантирует определенную степень независимости Центральному банку. Это - конституционная гарантия «устойчивости рубля».

Речь идет именно об определенной степени независимости ЦБ, а не о полной[4].

Обеспечение устойчивости рубля - основная функция ЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов государственной власти» (ч. 2 ст. 75 Конституции). Для правильного определения меры независимости ЦБ в обеспечении устойчивости рубля необходимо проанализировать ряд конституционных положений.

Кроме конституционных принципов-законоположений, при­нято выделять принципы-нормы, т.е. такие конституционные нормы, которые не нуждаются в принятии отраслевых законов, а обладают четко выраженным регулятивным потенциалом. В сфе­ре банковского права к числу названных принципов следует от­нести те нормы, которые регламентируют порядок назначения ру­ководства Банка России, его отчетности. Так, в соответствии со ст. 103 Конституции РФ назначение на должность и освобожде­ние от должности Председателя Центрального банка РФ отнесе­но к компетенции Государственной Думы РФ, которая рассмат­ривает этот вопрос по инициативе Президента РФ. На рынке фи­нансовых услуг единственным эмитентом денег является Централь­ный банк Российской Федерации (ст. 75 Конституции РФ). Ни­каких дополнительных нормативных актов для реализации этого положения не требуется, а то, что аналогичная норма содержит­ся и в Законе о Центральном банке, означает простое повторение уже существующего предписания.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Права и обязанности субъектов страхового отношения
Права и обязанности субъектов страхования. Согласно Основам Гражданского законодательства основным правом страховщика является право на проведение страховой деятельности в форме добровольного страхования, имеющего на эту предпринимательскую деятельность государственное разрешение (лицензию). Вторым ...

Выводы
1. Менеджмент представляет собой науку и практику управления соответствующим объектом материальными фондами, финансовыми ресурсами персоналом (трудовыми ресурсами) Как наука менеджмент отражает теоретические и методологические основы управления определенными сферами. Как практическая деятельность м ...

Приоритеты инвестиционной политики на фондовом рынке Кыргызской Республики
Особенностью современной кыргызской экономики является сужение процессов воспроизводства основного капитала, когда текущее выбытие не возмещается притоком достаточных инвестиционных ресурсов, а малые масштабы обновления производственного аппарата не обеспечивают структурных изменений. На сегодня им ...


Разделы сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru