В данной работе мы будет говорить о стратегии как о методологическом инструменте, позволяющем организации обеспечить конкурентное преимущество на целевых рынках.
Естественно, конкуренция на рынке банковских услуг существенно отличается от конкуренции на иных финансовых рынках.
Во второй половине XX в. усилилась тенденция, в соответствии с которой банки начинают играть принципиально новую роль, превращаясь из скромных посредников в могущественных контролеров и регуляторов общественной жизни.
Пояснением к изложенному тезису может послужить справедливая мысль Ю.В. Шишкова о том, что в современных развитых странах с рыночной экономикой "вся частная финансово-кредитная сфера тысячами путей сращивается с быстро разрастающейся сферой государственных финансов. В этой всеобщей финансовой интеграции, в этом круговороте денежного капитала, в который вовлечены все без исключения частные предприятия, кредитно-финансовые учреждения и государство, отчетливо вырисовывается властвующее и руководящее ядро уже не в виде дуумвирата: монополистического промышленного и банковского капиталов, как было в начале века, а в качестве триумвирата: банковский капитал плюс. промышленный капитал плюс капитал. государства[4]".
Таким образом, отличительной чертой конкуренции в банковской сфере является ее неразрывная взаимосвязь не только с экономикой, но и с политикой. При этом качество этой взаимосвязи определяется исходя из уровня соответствующего банковского рынка. Иными словами, международная банковская конкуренция напрямую затрагивает вопросы международной политики, конкуренция между кредитными организациями внутри страны непосредственным образом влияет как на внутреннюю, так и на внешнюю политику данного государства и т.д.
Во-вторых, конкуренция, осуществляемая на рынке банковских услуг, имеет более выраженный социальный характер, чем конкуренция на иных финансовых рынках. Особая социальная значимость конкуренции на рынке банковских услуг, по сравнению с иными финансовыми рынками, является следствием того, что банковская сфера вовлекает в свою орбиту не только всех без исключения юридических лиц, но и подавляющее большинство социально активных граждан.
Кроме того, одна из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая его от иных сегментов финансового рынка, проявляется в существовании такой специфической формы банковской конкурентной борьбы, как участие в финансово-промышленных группах (в работе данная форма конкуренции рассмотрена не будет).
ФПГ - это не организационно-правовая форма, а статус, который присваивается после рассмотрения установленного комплекта документов. И главной сущностной особенностью этого статуса является обязательное присутствие в финансово-промышленной группе банковской организации.
Конкуренция в банковском деле также характеризуется "узостью поля" конкурентной борьбы. Это обусловлено известной ограниченностью перечня предоставляемых банковских услуг и является следствием правового оформления банковской деятельности как исключительного вида деятельности, не допускающего совмещения с производственной, торговой и страховой деятельностью.
И наконец, конкуренция между кредитными организациями происходит в условиях беспрецедентно широкого и жесткого по сравнению с иными финансовыми рынками регулирующего воздействия со стороны государства, в том числе в условиях более жесткого банковского надзора.
Современный подход к определению банковской стратегии и к выделению ее основных типов носит название комплементарного подхода. Стратегические решения в рамках данной концепции, должны образовывать систему взаимосвязанных решений, охватывающих все подразделения и уровни управления банком.
Наиболее широкая стратегия, охватывающая деятельность банка в целом, - корпоративная стратегия (стратегия товарно-рыночных инвестиций). Она сродни миссии компании.
Решения принимаются на уровне высшего руководства, они носят инвестиционный характер. Высшее руководство периодически обязано принимать принципиальные решения по поводу доходности и структуры своего портфеля, - какие бизнесы приобретать и создавать, развивать и поддерживать, а какие сокращать и ликвидировать.
конкурентная стратегия банковская операционная
В рамках данной стратегии должна учитываться возможность выхода на мировые рынки и развитие международных отношений. Корпоративная стратегия является совокупность из трех составляющих: профиль, масштаб и структура.
Выбор профиля банка как специализированного или универсального финансового института строится на определении, в первую очередь, категории продуктов и рынков. Банку необходимо правильно позиционировать свой бизнес. Другими словами, принять решение о том, какие виды продуктов и услуг он собирается предлагать и каким категориям клиентов. При выборе рынков он дожжен рассмотреть местоположение и риски инвестирования.
Статьи по теме:
Порядок предоставления кредитов физическим лицам в «АСБ
Беларусбанк»
Кредитополучателями могут выступать совершеннолетние дееспособные граждане, имеющие постоянную прописку в Республике Беларусь и постоянный источник доходов [2]. Сумма выдаваемого кредита определяется исходя из потребности кредитополучателя и его платежеспособности. При решении вопроса о выдаче кред ...
Этапы создания и деятельности Кредитного регистра в РБ
Точкой отсчета в истории создания Кредитного регистра в РБ можно считать появление Программы мероприятий по реализации Концепции развития банковской системы РБ на 2001-2010 гг. В разделе «Расширение ресурсной базы банков, оптимизация активов и пассивов» Национальному банку РБ и Ассоциации белорусск ...
Процесс слияния и поглощения
Благоприятное воздействие на рост слияния или поглощений в банковской сфере оказывают НИТ, создающие единое информационное пространство и оказывающие помощь в преодолении непонимания между объединяющимися банками. Кроме того, важной составляющей успеха при расширении организационно-пространственных ...