Источниками формирования кредитных историй являются только банки, которые предоставляют в Национальный банк РБ информацию на обязательной основе, а вот получить сведения из кредитных историй может любое физическое и юридическое лицо, предварительно заручившись на это согласием субъекта кредитной истории (того, о ком нужно получить сведения) и уплатив вознаграждение.
Ниже рассмотрено несколько ситуаций, когда возникает необходимость обратиться в Кредитный регистр:
1. Клиент обратился в банк за кредитом, оформил кредитную заявку, представил нужные документы. После этого банк хочет проверить его кредитную историю, запросив отчет в Кредитном регистре. Для этого он должен получить письменное согласие клиента, оформленное в присутствии работника банка по специальной форме. Только после этого банк может подать запрос в Кредитный регистр Национального банка РБ.
Согласие клиента будет действительно в течение 3 месяцев, и на протяжении всего этого срока банк может обращаться в Кредитный регистр за информацией о нем.
Клиент имеет право не давать согласия на запрос сведений из своей кредитной истории, но это, безусловно, вызовет у банка подозрения, и вероятность получения кредита в этом банке существенно снизится.
2. Физическое лицо, имея за плечами определенный «кредитный» опыт, хочет ознакомиться со своей кредитной историей.
Для этого он должен оформить заявление установленной формы и предоставить его в одно из структурных подразделений Национального банка РБ (см. Приложение А) вместе с документом, удостоверяющим личность. Кредитный отчет в виде электронного документа предоставляется не позднее трех банковских дней, а в виде документа на бумажном носителе – в день принятия решения о его предоставлении.
Один раз в год эта услуга субъектам кредитных историй оказывается бесплатно. Последующие запросы обойдутся в 9100 белорусских рублей (в виде документа на бумажном носителе) и в 3100 белорусских рублей (в виде электронного документа) [12].
Записи в кредитной истории хранятся в течение 15 лет после завершения кредитной сделки, а затем аннулируются. Если сделка не была завершена (то есть кредит не был погашен), кредитную историю Национальный банк РБ аннулирует лишь через 45 лет с момента получения последних сведений [13].
Согласно части второй ст. 6 Закона «О кредитных историях» в кредитную историю включаются сведения, характеризующие кредитную сделку (условия договора), сведения о способе обеспечения исполнения обязательств и об исполнении обязательств по ней, а также сведения о прекращении кредитной сделки [2].
В кредитной истории отражается то, насколько исправно кредитополучатель погашает кредит. Это касается не только суммы основного долга, но и своевременной уплаты процентов по кредитам. Банки регулярно обновляют информацию, хранящуюся в кредитных историях.
Банк не имеет права требовать от субъекта кредитной истории самостоятельно обратиться в Национальный банк РБ за кредитным отчетом, чтобы потом на основании него принять решение о выдаче кредита. Для банков кредитные отчеты предоставляются по специальной форме (отличной от формы для клиентов).
Отсутствие кредитной истории (см. Приложение Б) – это не всегда хорошая характеристика клиента с точки зрения банка. Такое положение дел может навести банк на мысль, что клиент и ранее обращались за кредитом, но получал отказ.
Наилучшей является ситуация, когда у клиента есть кредитная история и она положительна, то есть он уже брал кредиты и погашал их своевременно и в полном объеме.
Кредитная история делится на три части – титульную, основную и дополнительную (закрытую). Это связано с различным правовым режимом доступа к каждой из ее частей [13].
Содержание титульной и основной части кредитной истории различается в зависимости от того, является ли субъект кредитной истории физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) либо лицом юридическим.
В титульной части кредитной истории физического лица отражены его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения и данные документа, удостоверяющего личность (обязательные сведения). Основная часть содержит сведения о месте регистрации и фактическом месте жительства физического лица, сведения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Статьи по теме:
Удаленное банковское
обслуживание
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что большое количество систем электронных расчетов, платежных систем основано на применении пластиковых карт. К электронным системам расчетов в банках также относятся обслуживание клиентов в офисах и на дому с использованием электронной техники, разл ...
Виды страховых услуг на вторичном рынке
недвижимости
Вторичный рынок — это объекты недвижимого имущества, имеющего "историю" возникновения и переходов права собственности. В настоящее время ни на федеральном уровне, ни на уровне Санкт-Петербурга законодательно не защищены права добросовестного приобретателя недвижимости. На вторичном рынке ...
Проблемы коммерческих банков, связанные с кредитованием юридических лиц в
условиях финансовой нестабильности в экономике
Анализ проблем, связанных с процессом кредитования клиентов коммерческими банками, имеет большую значимость и является актуальным в современных условиях экономического кризиса. Операции банков по кредитованию являются потенциально самыми доходными, и соответственно связаны с высоким уровнем риска. ...