Субъект эмиссионной операции

Страница 1

Прежде охарактеризуем субъект эмиссионной операции — эмитента. Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает, что «эмитент — это юридическое лицо, группа юридических лиц, связанных между собой договором, или органы государственной власти и органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед инвесторами ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ценной бумагой». Эмитент поставляет на фондовый рынок товар — ценную бумагу, качество которой определяется статусом эмитента, хозяйственно-финансовыми результатами его деятельности, а маркетабельность — зачастую просто количеством «колокольчиков и свистков», которые выглядели бы весьма привлекательно в глазах неискушенного российского инвестора.

Однако не следует думать, что эмитент уходит с рынка, поставив на него ценные бумаги. Эмитент постоянно присутствует на нем, так как он должен нести обязательства перед покупателями (инвесторами) ценных бумаг по осуществлению прав, удостоверенных ими. Кроме того, эмитент сам оперирует своими ценными бумагами, осуществляя их выкуп или продажу.

На рынке ценных бумаг эмитент прежде всего оценивается с точки зрения инвестиционных качеств выпускаемых им (предлагаемых на продажу) ценных бумаг.

Первенство среди российских эмитентов прочно удерживает государство. Важным фактором особой популярности ценных бумаг этого эмитента является его статус. Считается, что государственные ценные бумаги имеют нулевой риск, так как возможен крах банка, банкротство акционерного общества, но государство будет нести свои обязательства всегда, поскольку с ним ничего подобного произойти не может. По теории инвестиционного анализа ценные бумаги, имеющие нулевое или близкое к нему значение риска, могут продаваться с минимальным доходом. Практика торговли ценными бумагами на развитых фондовых рынках мира подтверждает этот постулат. Государственные ценные бумаги, эмитируемые правительством России, сочетают несколько приятных для инвестора свойств: при действительно низком риске, обладают достаточно высокой доходностью и в силу хорошо отлаженной технологии почти абсолютной ликвидностью. Поэтому государство как эмитент ценных бумаг занимает прочные позиции на российском фондовом рынке.

Следует отметить, что местные органы власти вышли на фондовый рынок несколько позже центрального правительства (а именно в 1992 году) и статус их несколько ниже, Местная администрация может в обеспечение ценных бумаг предложить лишь муниципальную собственность — жилищный фонд, ликвидность которого ограничена. Поэтому эмитент должен прибегать к «колокольчикам и свисткам» — предоставлению налоговых или арендных льгот, выпуску доходных облигаций и т. д.

Негосударственные структуры при выпуске ценных бумаг могут пользоваться поддержкой органов власти различных уровней, которые либо выступают гарантами по этим ценным бумагам, либо устанавливают налоговые льготы и т. д. Примером такого эмитента может быть РАО «Высокоскоростные магистрали». Оно выпустило облигации, гарантом которых выступает Министерство финансов Российской Федерации.

Акционерные общества, относящиеся к производственному сектору, качественно разделяются как эмитенты ценных бумаг: приватизированные предприятия составляют одну группу, а вновь создаваемые акционерные общества — другую.

Акционерное общество, возникшее в результате приватизации как эмитент, характеризуется низкой доходностью, информационной закрытостью, неопределенностью экономических перспектив и малой предсказуемостью показателей. Для того, чтобы завоевать рынок, помимо инвестиционной привлекательности акций необходима техническая доступность реестра для инвесторов и профессионалов рынка.

Совсем по-другому выглядит «место под солнцем» на отечественном рынке ценных бумаг, а точнее, здесь средства инвесторов отвоевывали компании, никогда и не предполагавшие вставать на трудный путь реального инвестирования — производительного использования собранных средств. Сколько же «колокольчиков и свистков» было навещено ими, причем не на выпускаемые ценные бумаги (которые, следует заметить, в большинстве подобных компаний таковыми и не являлись), а прямо на уши инвесторов. В результате деньги многих инвесторов ушли с отечественного фондового рынка вместе с исчезнувшими эмитентами. Капитал стал редок и труднодоступен при его мобилизации с помощью эмиссии ценных бумаг.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Налогообложение эмиссионной деятельности
Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» (с изменениями, внесенными Законом РФ от 18 октября 1995 г.) предусматривает в качестве объекта налогообложения номинальную сумму выпуска ценных бумаг, заявленную эмитентом. Плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридически ...

Анализ функционирования рынка облигаций в россии на современном этапе
В соответствии с Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2011 г., утвержденной Федеральным законом РФ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", на 2011 г. были запланированы государственные внутренние заимствования поср ...

Современные проблемы и перспективы развития страхования отвественности
К сожалению, в нашей стране такой вид страхования, как профессиональная ответственность, не только не является обязательным, но и развит очень слабо. В то же время в связи с увеличивающимся потоком отечественных туристов за рубеж все больше поступает жалоб и претензий к турорганизациям (туроператор ...


Разделы сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru