История сберегательного дела в России

Финансы » Система страхования вкладов физических лиц в России » История сберегательного дела в России

Страница 2

- Промышленно-строительный банк (Промстройбанк СССР);

- Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР);

- Банк жилищного хозяйства и коммунального строительства СССР;

- Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк СССР).

К этому времени в систему Сбербанка СССР входили 15 республиканских банков, 166 краевых, областных и городских управлений, 4,1 тыс. отделений с 50,7 тыс. филиалов и 22,1 тыс. агентств, коммерческих и кооперативных банков насчитывалось к концу 1988 г. не более 43.

В 1990 г. в связи с распадом СССР бывший Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью России, и после принятия Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности» в декабре 1990 г. Сбербанк России был преобразован в акционерный коммерческий банк.

С 1990-х годов и по настоящее время главным монополистом на рынке сбережений населения в Российской Федерации, является Сбербанк России, деятельность которого сводится, главным образом, к организации сберегательного дела в масштабах всей страны.

Наряду со Сбербанком РФ, в настоящее время функционируют большое количество коммерческих банков, многие из которых приступили с начала 90-х годов к приему сбережений граждан во вклады и обслуживанию юридических лиц.

Несмотря на трудности, которые складываются в результате политической и экономической обстановки в стране и в мире сберегательное дело в России, не просто продолжает функционировать, но и успешно развивает свою деятельность, стараясь обеспечить защиту финансовых интересов своих клиентов.

Совершенствование организации сберегательного дела в условиях рыночных преобразований стало одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России.

Кризисные явления, периодически происходившие в отечественной банковской системе на протяжении 90-х годов, пиком которых стали события 17 августа 1998 г., наглядно продемонстрировали необходимость создания механизмов, позволяющих если не предотвратить их возникновение, то активно им противостоять и минимизировать негативные последствия. Банковских систем, абсолютно не подверженных кризисам, не существует. Поэтому есть необходимость в развитии системы страхования банковских вкладов.

Становление и развитие российской системы страхования вкладов происходило поэтапно. До системного банковского кризиса 1998 г. были попытки организации государственной системы страхования вкладов, характеризующиеся нормативным закреплением положений о создании и использовании различных страховых фондов.

Первая попытка введения института страхования вкладов была связана с вступлением в силу указания Банка России от 30 апреля 1991 г. «О порядке формирования фонда обязательных резервов, фонда компенсации коммерческим банкам разниц в процентных ставках, фонда страхования коммерческих банков от банкротств, фонда страхования депозитов в коммерческих банках», определяющего создание указанных фондов. Средства в фонды перечислялись банками в 1991–1993 гг., за все время их существования расходы из фондов не производились.

В начале 1994 г. было прекращено формирование фонда страхования депозитов в коммерческих банках и фонда страхования коммерческих банков от банкротств. Ранее перечисленные в эти фонды средства подлежали возврату банкам на основании их письменных заявлений. Это объяснялось тем, что в соответствии с законодательством страхование банковских депозитов и банков не является функцией Центрального Банка Российской Федерации (ЦБ РФ).

Дальнейшее развитие института страхования вкладов связано с принятием Указа Президента России от 28 марта 1993 г. № 409 «О защите сбережений граждан Российской Федерации», которым признавалось целесообразным создание федерального фонда страхования активов банковских учреждений, привлекающих вклады (депозиты) граждан. Центробанку в соответствии с указом было рекомендовано перечисленные банками в 1992–1993 гг. отчисления передать в федеральный фонд страхования депозитов в коммерческих банках.

К 1994 г. политики и банкиры осознали необходимость отдельного законодательного акта о защите мелких вкладчиков, и под комитетом Государственной Думы по банковскому законодательству была инициирована работа над проектом закона о страховании вкладов, в которой активное участие приняла Ассоциация российских банков.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Организация проведения кредитных операций с клиентами банка
Российские банки постепенно продвигаются вперед, преодолевая значительные проблемы и риски, стоящие перед банковской системой страны. Налицо – положительные структурные сдвиги, однако большинство происходящих изменений носит циклический характер и определяется благоприятными экономическими, политич ...

История развития «Россельхозбанк»
Банки-центры, где в основном начинается и завершается деловое партнерство. От четкой грамотной деятельности банков зависит в решающей мере здоровье экономики. Без развитой сети банков, действующих именно на коммерческой основе, естественно, не будет стремления к созданию реального эффективного меха ...

Пути снижения инвестиционных рисков
Результаты анализа и оценки рисков позволяют разработать обоснованные мероприятия, направленные на их снижение, а именно: - распределение рисков между участниками проекта (возложение части рисков на соисполнителей); - резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов; - снижение рисков фин ...


Разделы сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru