Выработка конкурентной стратегии сегодня не менее важна, чем формулировка миссии организации. На основании принятой стратегии строится вся дальнейшая деятельность банка от разработки нового кредитного продукта до выбора корпоративного стиля помещения. Теоретически, выделяют три вида стратегий: корпоративная стратегия, конкурентная (деловая) и функциональная стратегии. В чистом виде ни одна из этих стратегий не встречается, как и не встречается идеальных внешних и внутренних условий на рынке по классическим законам экономики.
Однажды получив преимущество перед конкурентами, организация продолжает свою конкурентную борьбу. Конкуренция заставляет участников конкурентной борьбы постоянно искать новые ниши, новые потребности, новый спрос. И именно конкурентные стратегии могут подсказать, в каком направлении следует двигаться компании.
За прошедшие годы банковская система в Российской Федерации пережила бурное развитие. Число коммерческих банков на сегодня немного не дотягивает до 1100. Однако различия между банковским сектором в нашей стране и за рубежом пока еще существенны. Ряд операций, активно проводимых банками в развитых странах, в России либо неразвиты, либо вообще невозможны.
В результате, на ограниченном рынке стандартных банковских услуг приходится ютиться большому количеству игроков, что ведет к деградации прибыльности для большинства участников. Кроме того, как было сказано выше, всего шесть контролируемых государством банков занимают значительную долю рынка - 55%. Остальная же масса коммерческих банков вынуждена конкурировать на оставшихся 45%.
Несмотря на дифференцированный характер конкурентных возможностей различных категорий банков, на сегодняшний день каждая из групп участников кредитного рынка обладает спектром устойчивых конкурентных преимуществ и имеет внутренние резервы для повышения конкурентоспособности в данной сфере.
В данной работе были выполнены следующие задачи:
· Представлены теоретические взгляды отечественных и зарубежных ученых на сущность и состав понятия "стратегия";
· Приведена классификация конкурентных стратегий, изложены особенности конкуренции в банковской сфере, описан механизм формирования стратегии;
· Раскрыты основные банковские конкурентные стратегии;
· Описан опыт конкретных банков, действующих на рынке; на основании расчетов подтверждена "выгодность" банковских стратегий.
В качестве перспективных направлений научных исследований в рамках рассматриваемой проблематики можно отметить: дальнейший анализ тактики конкурентного поведения коммерческих банков на кредитном рынке, оценка эффективности конкурентных стратегий банков на различных сегментах данного рынка, а также комплексный анализ конкурентоспособности кредитных организаций и национальных банковских систем.
[1] Банковское дело: Учебник. / Под ред. проф. О.И. Лаврушиной. - М.: Финансы и статистика, 2008.
[2] Банки и банковские операции: Учебник / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова.
[3] Банковское дело. Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Юристъ, 2006.
[4] Маркова О.М. и др. Коммерческие банки и их операции: Учебное пособие. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008.
[5] Лукьяненко В. Инвестиционные стратегии иностранных банков при выходе на новые рынки // Человек и труд. - 2008. - № 11.
[6] Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
[7] Белоглазова Г.Н. Современный банковский бизнес. Ответы на вызов нового времени. Проблемы современной экономики, 2009г., №1.
Статьи по теме:
Условия договора страхования
Итак, договор считается заключенным, если согласованы его существенные условия, и были перечислены три типа существенных условий: - предмет договора; - условие, названные в законе, как существенные или необходимые для договора страхования; - все те условия, относительно которых по заявлению одно из ...
Общая ситуация на рынке личного страхования
В отличие от экономически развитых стран, где институт страхования развивался как органический элемент социально-экономической системы, развитие страхования в России в значительной степени происходит спонтанно. Российский страховой рынок в своем становлении в условиях перехода к новым экономическим ...
Страхование жизни
Страхование жизни можно классифицировать по характеру страховых случаев, по форме выдаваемого страхового вознаграждения и по способам уплаты страховых премий. По характеру страховых случаев различают три вида классификации: 1) страхование на дожитие 2) страхование на случай смерти 3) смешанное стра ...