Крупнейшие игроки на рынке банковских услуг - "Внешторгбанк", "Внешэкономбанк", "Россельхозбанк" и "Сбербанк России" частично или полностью принадлежат государству. Особняком в рамках банковской системы страны стоят также "Газпромбанк" и "Банк Москвы". В итоге, всего шесть контролируемых государством банков занимают значительную долю рынка - 55%. Самыми крупными являются "Сбербанк России" (138 место из 1000) и "Внешторгбанк" (185 место).
Однако нельзя забывать, что в целом данная отрасль отличается катастрофической дифференциацией: 1000 банков, отсчитанных с конца национального рейтинга, в совокупности располагают всего лишь 5% активов, 4% кредитного портфеля и 3% вкладов населения. Другими словами, подавляющее большинство российских банков - это настоящие "карлики" без капитала и без кредитного портфеля[16].
В итоге, на российском рынке банковских услуг складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны - мощь крупных банковских гигантов, поддерживаемых государством. С другой - множество мелких банков, сидящих без капитала, но, несмотря на это, зарабатывающих прибыль и постепенно расширяющих свою сеть. Данная ситуация легко объяснима: правильно выбранная стратегия может обеспечить прибыльность банковского бизнеса на долгие годы.
Банковские конкурентные стратегии, описанные во второй главе данной работы, почти никогда не встречаются в чистом виде на рынке. Однако, проанализировав структуру капитала, проводимую политику, клиентскую базу банка, становится понятно, к какой стратегии в большей степени тяготеет организация. В данной главе будут рассмотрены конкретные примеры банков, придерживающихся той или иной стратегии. Таким образом, будет доказано, что банковские конкурентные стратегии - это не теоретическое понятие, а реальный банковский инструмент. Кроме того, на основании данных о структуре капитала, ликвидности активов, географического охвата бизнеса будет показана успешность банков, использующих разные конкурентные стратегии.
Для рассмотрения не были взяты организации, занимающие лидирующие позиции в банковских рейтингах. Это обусловлено тем, что деятельность таких структур обусловлена не рыночной логикой, а, скорее, директивными предписаниями и историческим прошлым. Цель данного анализа показать, что самый обыкновенный банк, не располагающий значительным капиталом, при выборе конкурентной стратегии в соответствии со своими особенностями и внешними факторами, способен занять лидирующее положение в своей нише, быть конкурентоспособным по отношению к "топовым" банкам.
Порядок анализа банков соответствует очередности изложения стратегий выше: минимизация издержек, дифференциация и фокусирование.
В рамках стратегии минимизации издержек, будет рассмотрено ОАО "АКБ "Авангард", учрежденное в 1994 году Кириллом Миноваловым. На 01.02.20011 чистые активы банка составили 56 760 043 тыс. рублей, а прибыль - 11 461 тыс. рублей. Казалось бы, какие могут быть конкурентные преимущества у банка, занимающего 69 место по активам и 219 по прибыли среди российских банков. Но, несмотря на это, банк Авангард стабильно занимает третье место в рейтинге самых народных банков (см. Приложение), а активы за 10 лет увеличились в 14 раз.
Рис. 7. Динамика активов банка Авангард.
Банк Авангард использует стратегию минимизации издержек. Это подтверждается, в первую очередь, позиционированием в качестве интернет-банка. Действительно, большинство услуг банк предоставляет через Интернет, что существенным образом снижает затраты банка.
Проведем сравнительный анализ операционных расходов банка Авангард и Сбербанка.
Показатели |
Банк Авангард |
Сбербанк |
Отношение заработанной платы сотрудников к общей сумме операционных расходов (ОР). |
45,89% |
56,1% |
Отношение затрат на рекламу и маркетинг к ОР. |
2,89% |
9,54% |
Отношение затрат на консультационные услуги сторонних организаций к ОР. |
0,48% |
6,1% |
Отношение затрат на информационных и телекоммуникационных услуг к ОР. |
41,56% |
32,53% |
Статьи по теме:
Сущность и принципы кредитования
Кредитные отношения - это важнейшая сфера экономической жизни современного общества. Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала, то есть денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторам ...
Системы платежей через Интернет банка "Платина"
Один из важнейших факторов, определяющих темпы развития электронной коммерции, - развитость систем безналичных расчетов. Недостаточная распространенность в России банковских карт, особенно международных, делает необходимым создание "мультиинструментальных" систем расчетов через Интернет, ...
Проблемы оценки кредитоспособности
От результатов анализа кредитоспособности заемщика зависит, состоятся ли кредитные взаимоотношения, если да, то какими будут условия кредитного договора и формы обеспечения возвратности кредита и др. При безусловной важности анализа кредитоспособности заемщика существует ряд причин, значительно сни ...