Аналитический обзор банковской конкуренции в Российской Федерации

Финансы » Банковские конкурентные стратегии » Аналитический обзор банковской конкуренции в Российской Федерации

Страница 1

Крупнейшие игроки на рынке банковских услуг - "Внешторгбанк", "Внешэкономбанк", "Россельхозбанк" и "Сбербанк России" частично или полностью принадлежат государству. Особняком в рамках банковской системы страны стоят также "Газпромбанк" и "Банк Москвы". В итоге, всего шесть контролируемых государством банков занимают значительную долю рынка - 55%. Самыми крупными являются "Сбербанк России" (138 место из 1000) и "Внешторгбанк" (185 место).

Однако нельзя забывать, что в целом данная отрасль отличается катастрофической дифференциацией: 1000 банков, отсчитанных с конца национального рейтинга, в совокупности располагают всего лишь 5% активов, 4% кредитного портфеля и 3% вкладов населения. Другими словами, подавляющее большинство российских банков - это настоящие "карлики" без капитала и без кредитного портфеля[16].

В итоге, на российском рынке банковских услуг складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны - мощь крупных банковских гигантов, поддерживаемых государством. С другой - множество мелких банков, сидящих без капитала, но, несмотря на это, зарабатывающих прибыль и постепенно расширяющих свою сеть. Данная ситуация легко объяснима: правильно выбранная стратегия может обеспечить прибыльность банковского бизнеса на долгие годы.

Банковские конкурентные стратегии, описанные во второй главе данной работы, почти никогда не встречаются в чистом виде на рынке. Однако, проанализировав структуру капитала, проводимую политику, клиентскую базу банка, становится понятно, к какой стратегии в большей степени тяготеет организация. В данной главе будут рассмотрены конкретные примеры банков, придерживающихся той или иной стратегии. Таким образом, будет доказано, что банковские конкурентные стратегии - это не теоретическое понятие, а реальный банковский инструмент. Кроме того, на основании данных о структуре капитала, ликвидности активов, географического охвата бизнеса будет показана успешность банков, использующих разные конкурентные стратегии.

Для рассмотрения не были взяты организации, занимающие лидирующие позиции в банковских рейтингах. Это обусловлено тем, что деятельность таких структур обусловлена не рыночной логикой, а, скорее, директивными предписаниями и историческим прошлым. Цель данного анализа показать, что самый обыкновенный банк, не располагающий значительным капиталом, при выборе конкурентной стратегии в соответствии со своими особенностями и внешними факторами, способен занять лидирующее положение в своей нише, быть конкурентоспособным по отношению к "топовым" банкам.

Порядок анализа банков соответствует очередности изложения стратегий выше: минимизация издержек, дифференциация и фокусирование.

В рамках стратегии минимизации издержек, будет рассмотрено ОАО "АКБ "Авангард", учрежденное в 1994 году Кириллом Миноваловым. На 01.02.20011 чистые активы банка составили 56 760 043 тыс. рублей, а прибыль - 11 461 тыс. рублей. Казалось бы, какие могут быть конкурентные преимущества у банка, занимающего 69 место по активам и 219 по прибыли среди российских банков. Но, несмотря на это, банк Авангард стабильно занимает третье место в рейтинге самых народных банков (см. Приложение), а активы за 10 лет увеличились в 14 раз.

Рис. 7. Динамика активов банка Авангард.

Банк Авангард использует стратегию минимизации издержек. Это подтверждается, в первую очередь, позиционированием в качестве интернет-банка. Действительно, большинство услуг банк предоставляет через Интернет, что существенным образом снижает затраты банка.

Проведем сравнительный анализ операционных расходов банка Авангард и Сбербанка.

Показатели

Банк Авангард

Сбербанк

Отношение заработанной платы сотрудников к общей сумме операционных расходов (ОР).

45,89%

56,1%

Отношение затрат на рекламу и маркетинг к ОР.

2,89%

9,54%

Отношение затрат на консультационные услуги сторонних организаций к ОР.

0,48%

6,1%

Отношение затрат на информационных и телекоммуникационных услуг к ОР.

41,56%

32,53%

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Общая ситуация на рынке страховых услуг СПб в сфере недвижимости
Санкт-Петербург занимает второе место по количеству страховых организаций среди регионов РФ – 82 страховых организаций, то есть 5,4% от общего их числа. Рынок страхования жилой недвижимости сформировался давно, и сегодня на нем представлено большинство компаний, имеющих филиальную сеть. Основным ка ...

Возможные направления и перспективы развития рынка брокерских услуг России
Становлению института страховых брокеров на российском страховом рынке препятствуют следующие факторы: 1. Со стороны спроса: · низкий объем качественного добровольного спроса на страховые услуги (в 2008 году 47,3% взносов собиралось в рамках обязательного страхования, часть взносов составляло вмене ...

Модель привлекательного качества
нковский приложение мобильный Теория привлекательного качества – инструмент, позволяющий описать, удовлетворение каких потребностей оставляет потребителя равнодушным, неудовлетворенным, либо приводит его в восторг. Помогает выявить приоритетные потребности. Главное средство достижения конкурентного ...


Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru