б) Уровень обеспеченности кредита. В качестве примера дифференциации подобного рода можно рассматривать беззалоговое кредитование клиентов определенных категорий (например, субъектов малого бизнеса - при установлении лимита подобных сделок, либо отдельных категорий первоклассных заемщиков).
в) Целевое назначение кредитного продукта. В качестве примера дифференциации можно выделить предоставление ссуд, характеризующихся определенным целевым назначением (например, приобретение оборудования, недвижимости, векселей банка, покупка ценных бумаг и пр.), а также сделки по финансированию инвестиционных проектов (в рамках лизинга, проектного или объектного финансирования).
г) Объем финансовых и нефинансовых обязательств заемщика, обязательных к выполнению в период действия кредитного договора (поддержание оборотов по расчетному счету, ограничение объема ссудной задолженности, капитальных затрат, выплаты дивидендов и пр.).
Данные обязательства являются важной составляющей многих кредитных сделок, особенно в случае привлечения компанией значительного объема ссудной задолженности в масштабах ее текущей деятельности. Гибкое формулирование данных условий со стороны банка может послужить существенным фактором дифференциации предлагаемых кредитных продуктов.
Следует иметь в виду, что дополнительная наценка, устанавливаемая банком на кредитные продукты, может быть оправдана только в случае, если ее применение позволяет клиенту снизить накладные затраты, связанные с использованием кредита или повысить эффективность деятельности.
1. Фокусирование.
Фокусирование банка на обслуживании избранных сегментов кредитного рынка предполагает достижение конкурентных преимуществ за счет более эффективного обслуживания данных сегментов по сравнению с кредитными организациями, имеющими широкую специализацию.
Методологической основой стратегии фокусирования служит сегментация кредитного рынка, позволяющая банку отобрать наиболее привлекательные сегменты для ведения конкурентной борьбы. Наиболее важными критериями сегментации с точки зрения формирования конкурентной стратегии банка служат:
а) объект купли-продажи (продуктовый признак);
б) целевые группы потребителей (клиентский признак);
в) географический масштаб (пространственный признак).
Современные тенденции развития конкурентной среды на рынке кредитования корпоративных заемщиков характеризуются максимальным расширением ассортимента предоставляемых банком кредитных услуг для своих клиентов. В этой связи фокусирование на отдельных продуктовых сегментах кредитного рынка в современной практике банковской конкуренции в чистом виде не применяется. В качестве косвенных примеров реализации данной стратегии можно рассматривать учреждение банками специализированных структур, осуществляющих предоставление клиентам отдельных разновидностей кредитных продуктов - факторинговых, лизинговых и пр.
Практическая реализация стратегии фокусирования в современной банковской практике возможна в рамках одного из следующих вариантов: фокусирование на обслуживании избранной группы клиентов, исходя из масштабов бизнеса, региональной или отраслевой принадлежности.
Рис.6. Варианты реализации стратегии фокусирования на рынке кредитования корпоративных клиентов
[15]
.
Фокусирование на клиентуре определенного масштаба бизнеса предполагает концентрацию усилий кредитной организации на обслуживании клиентов определенного масштаба деятельности: малого, среднего или крупного бизнеса. Вышеуказанные сегменты кредитного рынка значительно отличаются друг от друга с точки зрения соотношения риска и доходности и, соответственно, факторов, позволяющих банку достичь конкурентных преимуществ на данных рынках.
Статьи по теме:
Проблемы ипотечного кредитования в
России и социальная направленность ипотеки
До определенного момента развитие ипотечных операций сдерживалось неблагоприятными макроэкономическими условиями: высокими темпами инфляции, нестабильностью курса рубля, низким уровнем доходов населения. В последние три года ситуация изменилась: объемы предоставленных кредитов активно растут, число ...
История развития бирж и биржевой деятельности
Точно сказать, когда родилась биржа, трудно. Ещё с давних времен купцы собирались в определенном месте, чтобы найти покупателя, получить деловую информацию, и, прежде всего сведения о последних ценах на те или иные виды товаров. Такие собрания проходили в Древнем Риме с конца II в. до нашей эры. В ...
Современное состояние банковской системы РФ
Банковская система представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом. Современная банковская система России является рыночной и состоит из двух блоков – Центрального банка РФ и коммерческих банков. Центральный банк России рег ...