Правоспособность банка определяется через единство правоспособности и дееспособности.
Выделяют три вида правоспособности:
1. Общая. Она присуща всем юридическим лицам, в т.ч. и банку. Включает в себя следующие права:
- иметь имущество в собственности;
- заниматься предпринимательской деятельностью;
- создавать другие юридические лица;
- совершать не противоречащие законодательству сделки;
- избирать место нахождения;
- иметь иные имущественные и неимущественные права.
2. Специальная, т.е. правоспособность банка как участника финансово-кредитной системы. Данный вид правоспособности может быть определен двумя способами:
а) в объективном смысле – путем перечисления в БК банковских операций, которые банки могут (обязаны) совершать, и установления запретов для деятельности банка;
б) в субъективном смысле – путем выдачи лицензии на осуществление банковских операций конкретному банку.
Таким образом, специальная правоспособность означает, что любой банк в принципе может совершать все те банковские операции, которые предусмотрены законом, но каждый конкретный банк вправе осуществлять только те операции, которые указаны в его лицензии и в той валюте, которая там же определена.
3. Исключительная – выражается в наделении банка контрольными функциями в случаях, предусмотренных законодательством. В частности, банки выполняют функции агентов валютного контроля, т.е. контролируют соблюдение своими клиентами правил осуществления валютных операций; осуществляют контроль за соблюдением клиентами правил ведения кассовых операций, а также осуществляют функции в рамках законодательства о мерах по предупреждению легализации доходов, полученных незаконным путем и финансирования террористической деятельности. Данные полномочия являются административно-контрольными, возлагаются на банки законодательством и их осуществление не связано для банка с извлечением прибыли.
Правоспособность определяется учредителями в момент создания банка и приобретается с момента регистрации. Однако существуют ограничения, которые прямо или косвенно влияют на правоспособность банка. В частности, ст. 122 БК устанавливает следующие ограничения:
1) банки не вправе предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь, а также льготные условия инсайдерам и работникам банка;
2) должностным лицам и специалистам банков запрещается одновременно принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, а также заниматься лично или через доверенных лиц предпринимательской деятельностью и иной оплачиваемой деятельностью (выполнять иную оплачиваемую работу), за исключением осуществления преподавательской, научной и творческой деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь;
3) банки не могут передаваться в управление другим банкам и лицам, за исключением случаев, предусмотренных БК;
4) банк не вправе уменьшать свой уставный фонд без предварительного получения письменного разрешения НБ;
5) участие банка в уставном фонде другого банка допускается только с согласия НБ;
6) участие банка в уставном фонде юридического лица, не являющегося банком, в размере, превышающем размер, установленный НБ, допускается только после получения разрешенияНБ.
7) учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка (собственник имущества банка не имеет права принимать решение о его ликвидации) в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.
Правоспособность может быть изменена либо в добровольном порядке (например, расширение круга выполняемых операций), либо в принудительном (например, внесение изменений в выданную лицензию).
Лицензии на осуществление банковской деятельности выдаются НБ в порядке, установленном БК и Инструкцией о государственной регистрации банков и НКФО и лицензировании банковской деятельности (Утверждена Постановлением Правления НБ Республики Беларусь от 28.06.2001 N 175 (с изменениями и дополнениями).
Статьи по теме:
Динамика ставки рефинансирования
Изменение величины ставки является одним из инструментов кредитно-денежной политики государства наряду с операциями на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг) и изменением величины нормы обязательного резервирования коммерческих банков в ЦБ. Путем снижения или увеличения базов ...
Ставка рефинансирования как инструмент фискальной политики
государства
Для населения ставка рефинансирования важна, как главный регулятор процентной ставки по кредитам в банках. Чем выше ставка рефинансирования в стране, тем больший процент за кредит придется платить гражданам при займе у банка, и, соответственно, чем ниже ставка рефинансирования, тем меньший процент ...
Принципы обслуживания клиентов
в многофилиальном банке
Существует два основных подхода: При стандартном подходе клиент изначально закрепляется за конкретным операционистом банка. Обслуживание клиента происходит лишь в одном фиксированном отделении банка. В соответствии с имеющейся законодательной базой, банковское обслуживание клиента предполагает нали ...