Кредитные организации, а также НБ, как и любые юридические лица, вправе устанавливать для своих участников и членов трудового коллектива определенные правила, оформляемые локальными актами, которые в совокупности составляют корпоративное право, которое имеет следующие характерные черты:
1) оно призвано регламентировать повторяющиеся, типичные ситуации и группы общественных отношений в кредитных организациях и состоит из правил поведения общего характера (т.е. нормативность);
2) в нем выделяются гражданско-правовые, финансово-правовые, трудовые, административно-правовые и другие нормы (т.е. системность);
3) его нормы обязательны для участников и членов трудового коллектива этой кредитной организации;
4) письменная форма актов;
5) обеспечение исполнения этих правил поведения с помощью принуждения в случае их нарушения.
Локальные акты подразделяются на 2 группы:
1) внутренние акты;
2) санкционированные государством уставы, положения и решения (могут выражаться в государственной регистрации, утверждении в совместном принятии акта).
Локальные акты могут приниматься руководителями кредитных организаций (например, в форме приказов) либо коллегиальными органами управления (Совет директоров, общее собрание акционеров) в форме решений, которые преимущественно имеют нормативное содержание.
Значение локальных актов банков трудно переоценить, поскольку они регламентируют на внутреннем уровне всю работу банка. Банковское законодательство, по сути, устанавливает общие правила деятельности банков и осуществления отдельных банковских операций. Локальные акты призваны урегулировать данные вопросы более детально. Например, законодательство устанавливает общие правила проведения кредитных операций, но предоставляет каждому конкретному банку самому решать, на каких условиях будут предоставляться кредиты (конкретные сроки, ставки, цели), с какими группами клиентов будет работать банк (только с юридическими лицами или и с физическими лицами) и т.д.
В качестве локальных актов в банках обычно разрабатываются положения о филиалах и представительствах, положения об отделах и должностные инструкции специалистов, правила осуществления отдельных видов операции и т.д.
Статьи по теме:
Информация как объект банковских правоотношений. Открытая банковская
информация
Потребность в информации возникает у органов контроля и надзора (в период от государственной регистрации до ликвидации банка), а также у клиентов банка, в том числе будущих клиентов (контрагентов) (на стадии функционирования банка). Информация является разной по своему правовому режиму. В одних слу ...
Управление деятельностью страховых организаций
Все правовые отношения, связанные с проведением страхования можно подразделить на 2 группы, регулируемые законодательством: - правоотношения, регулирующие собственно страхование, т.е. процесс формирования и использования страхового фонда; - правоотношения, возникающие по поводу организации страхово ...
Правила страхования
Правила страхования разрабатываются и утверждаются сами страховщиком или объединением страховщиков, а вовсе не надзорным органом (п.1 ст.936 Гражданского кодекса Кыргызской Республики). При представлении документов на выдачу лицензий страховщик обязан представить разработанные и утвержденные им Пра ...