Необходимо отметить, что за государством остается функция обеспечения жильем на условиях социального найма тех граждан, которые по уровню дохода не в состоянии приобрести жилье в собственность даже с помощью долгосрочного кредита и безвозмездных субсидий, покрывающих часть стоимости жилья.
Социальная ипотека - проект правительства России, который направлен на обеспечение жильем социально не защищенных граждан, а также очередников, которые не могут приобрести квартиру по программе "коммерческой ипотеки". Участниками программы социальной ипотеки могут стать очередники, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Основное отличие социальной ипотеки от коммерческой - это льготная стоимость квадратного метра жилья. Преимущество социальной ипотеки также в том, что существуют дополнительные гарантии как банка, так и правительства. Банк проверяет чистоту квартиры, страхует жизнь заемщика и квартиру, а также обязуется сохранить условленную процентную ставку до конца действия кредита.
Рассмотрим предпосылки создания и развития социальной ипотеки в России и обратимся к исторической справке. Система жилищного финансирования в дореформенный период, т.е. до 1990г., являлась продуктом жилищной политики советского государства и заключалась в централизованном распределении бюджетных ресурсов для строительства государственного жилья и его бесплатном предоставлении гражданам, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий.
В 1987 году доля государственных капитальных вложений в жилищное строительство составляла более 80 процентов, а средства населения - лишь 14,6 процента (включая средства индивидуальных застройщиков и членов жилищно-строительных кооперативов).
К началу экономических реформ в России отсутствовал рыночный механизм, предполагающий самостоятельное участие населения в решении жилищной проблемы. Свободный рынок жилья практически отсутствовал, долгосрочные кредиты населению составляли незначительную долю в общем объеме финансирования жилья и предоставлялись в основном индивидуальным застройщикам, жилищно-строительным и жилищным кооперативам на строительство нового, а не на покупку готового жилья.
За период реформ с 1990 г. в сфере жилищного финансирования произошли серьезные изменения. Кардинальным образом изменилась структура вводимых в эксплуатацию жилых домов по формам собственности и источникам финансирования. Значительно увеличилась доля частного сектора, в то же время государство перестало быть основным участником на этом рынке.
В общем объеме вводимого в эксплуатацию жилья доля, приходящаяся на предприятия и организации, которые находятся в государственной и муниципальной собственности, сократилась с 80 до 20 процентов, в том числе доля предприятий федеральной собственности уменьшилась до 9 процентов.
При этом непосредственно за счет средств федерального бюджета в 1998 году было построено всего 1,3 млн. кв. м. общей площади жилых домов, что составило 4,2 процента от общего объема вводимого жилья.
Главным позитивным итогом реформ стал существенный рост доли жилья, возводимого за счет средств индивидуальных застройщиков, которая увеличилась примерно в 3 раза за период с конца 1990 года по 1998 год и достигла 39,4 процента от общего годового объема вводимого в эксплуатацию жилья.
Статьи по теме:
Перспективы интеграции отечественного фондового рынка в мировой рынок и основные
векторы развития фондовых рынков стран СНГ
На сегодняшний день развитие мировых и региональных фондовых рынков идет в направлении усиления взаимодействия, которое характеризуется допуском зарубежных участников рынка, проведением торгов ценных бумаг иностранных государств и другими тенденциями, характеризующими финансовую глобализацию. Все в ...
Мировой опыт создания и функционирования кредитных бюро
Проблема снижения уровня банковских рисков всегда была сопутствующей составляющей в работе банков и в настоящее время приобретает все большую актуальность на фоне мирового финансового кризиса. Мировой опыт показывает, что решить проблемы морального и кредитного рисков можно только с помощью бюро кр ...
Анализ управления пассивами
Пассивы должны быть сгруппированы по источникам получения ресурсов в соответствии с их стабильностью, т. е. по срочности и платности: кредиты банков, депозиты клиентов, выпущенные долговые обязательства (облигации и векселя), расчетные счета, прочие, капитал, субординированный капитал (т.е. долгоср ...