Более 90% от стоимости всех национальных и международных инвестиционных продуктов составляют облигации, которые представляют собой наиболее важную область для изучения [4,c.61].
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт [2,c.1].
Облигации могут выпускаться (Рисунок 4):
1) обыкновенными;
2) выигрышными;
3) процентными и беспроцентными (целевыми);
4) свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.
Фундаментальные свойства облигаций:
1) облигация не титул собственности на имущество эмитента, это удостоверение займа;
2) в отличие от акции имеет конечный срок погашения;
3) обладает старшинством перед акциями в выплате процентов и удовлетворения других обязательств;
4) не дает права участия в управлении эмитентом.
Рисунок 4 - Классификация облигаций
Обязательные реквизиты облигаций:
1) фирменное наименование эмитента;
2) местонахождение эмитента;
3) наименование ценной бумаги - "облигация";
4) порядковый номер;
5) дата выпуска;
6) вид облигации;
7) общая сумма выпуска;
8) процентная ставка;
9) условия и порядок погашения;
10) номинал, а для именных облигаций имя держателя.
В зависимости от срока на который выпускается облигационный займ различают:
1) краткосрочный (до 1 года);
2) средне срочные (от 1 до 5 лет);
3) долгосрочные (свыше 5 лет) до 30 лет.
Облигации могут подразделяться по форме владения:
1) именные - право владения которыми подтверждено внесением имени владельца в реестр эмитента;
2) на предъявителя - когда право владения подтверждается по предъявлении самой облигации.
В зависимости от эмитента выделяют:
- государственные облигации;
- муниципальные;
- корпоративные.
Муниципальные и региональные облигации во многом схожи с облигациями АО, но выпускаются городом или областью обычно под гарантии городских или областных властей.
Классические облигации - ценная бумага, по которой выплачиваются фиксированные доходы.
Доход по облигации называют процентом или купоном, саму облигацию именуют купонной или твердо процентной бумагой.
Так как для рыночной экономики характерна инфляция, то появились облигации с плавающим (переменным) купоном. Величина купона у них меняется в зависимости от показателя к которому "привязан" купон (например: индекс потребительских цен).
Индексируемые облигации у них плавающим является не только купон, но и индексируется также номинал.
Бескупонная облигация - ценная бумага, которая не имеет купона.
Доход инвестора возникает за счет разницы между ценой погашения облигации и ценой ее приобретения.
Статьи по теме:
Оценка кредитного потенциала и эффективности его использования в ЗАО ВТБ-24
Банк ВТБ24 – один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. Сеть банка основывают 500 филиалов и дополнительных офисов в 6 ...
Свопы, виды свопов
Своп - производный финансовый инструмент, соглашение, позволяющее временно обменять одни активы или обязательства на другие активы или обязательства. Используется для улучшения структуры активов и обязательств, снижения рисков, получения прибыли. Своп состоит из двух частей: - первая часть — когда ...
Страхование финансовых рисков
Страхование финансовых рисков, относящегося к предпринимательским рискам, нашло особенно большое распространение за последние годы во многих странах. Причиной такого положения, является привлекательность тех гарантий, которые дает данная отрасль страхования и важность которых существенно возрастает ...