Во-вторых, из кредитной политики в области управления кредитным риском банка должны быть исключены поверхностные подходы к оценке финансового состояния заемщика. Так, например, оценка финансового состояния заемщика – предпринимателя без образования юридического лица нередко сводилась к следующей схеме: если предприниматель получает прибыль и уплачивает стабильные или увеличивающиеся размеры единого налога на вмененный доход, то финансовое состояние – хорошее; если прибыль и незначительное снижение налога – среднее; если убытки – плохое. Согласно изложенным в новом документе комитета принципам банк обязан будет провести серьезную работу при определении финансового состояния такого заемщика и размера резерва по кредиту. Как минимум понадобится оценить состояние рынка, на котором работает предприниматель, его общественную деятельность, деловые связи и т.п., не говоря уже о привычных для любого работника кредитования в российском банке залоге и поручительствах.
Третье и, наверное, самое главное: от коммерческого банка потребуется создать систему оценки и измерения кредитного риска. Именно систему. Прежний принцип принятия внутрибанковских документов «по требованию нормативного акта ЦБ РФ», приводивший зачастую к переписыванию ключевых моментов этого нормативного акта с минимальными поправками на особенности деятельности конкретного банка, похоже, окончательно канет в Лету. Общий тон SCRAVL ясно дает понять, что банк будет вынужден применять управленческие политики и процедуры оценки и измерения кредитного риска системно, т.е. отдельные внутрибанковские документы должны (как это имеет место в большинстве крупных российских банков) образовывать единый комплекс документов, в котором отражены действия банковского персонала в любых возможных ситуациях, связанных с кредитными операциями.
В числе тех характеристик, которые присущи современным методикам оценки кредитного риска в российских банках и не позволяют говорить о системном применении процедур управления кредитным риском, можно отметить следующие.
1. Отсутствие четкой взаимосвязи документов, посвященных вопросам оценки финансового состояния заемщика и посвященных определению размера резерва на возможные потери по ссудам (далее – РВПС), в аспектах:
– дифференциации ставок отчислений в РВПС в зависимости от конкретных параметров финансового состояния;
– степени влияния финансового состояния, оцененного по конкретным документам, представленным заемщиком, на уровень реального кредитного риска по кредитной операции;
– первоначальной оценки допустимости кредитования при известном финансовом состоянии потенциального заемщика;
– взаимозависимости периодичности пересмотра размера РВПС и оценки финансового состояния, в том числе в связи с изменением применяемой методики оценки финансового состояния или кредитного риска в целом;
– отсутствия методики оценки кредитного риска как таковой (ее объединение с методикой расчета РВПС);
– неприменения методики стресс-тестирования до выдачи кредита (определения влияния на финансовую устойчивость банка возможной необходимости создания РВПС в максимальном размере);
– непринятие во внимание при расчете РВПС данных о финансовом состоянии заемщика, получаемых из внешних источников (СМИ, контрагентов и др.).
2. Оторванность контроля со стороны службы внутреннего контроля от сущности работы по измерению кредитного риска. Основные проявления этого свойства:
– неприменение средств тестирования используемых методов оценки кредитного риска (в большинстве случаев проверке подлежат лишь результаты, получаемые с помощью этих методов);
– слабая интеграция результатов проверки кредитной работы в банке в процедуры оценки и измерения кредитного риска;
– недостаточная критичность внутреннего контроля в банке по отношению к кредитной деятельности (неприменение принципа осторожности).
3. Недостатки в процедурных вопросах:
– слабое освещение роли мотивированного суждения и его применимости для корректировки результатов оценки кредитного риска, получаемых из формализованных процедур;
– недостаточная роль высшего менеджмента при формировании оценочных суждений об уровне кредитного риска (в то же время в Положении №254-П предусмотрены п. п. 3.10 и 3.14.3);
– недостаточное наделение работников банка полномочиями по определению наиболее подходящего инструментария для оценки кредитного риска в конкретных случаях (либо отсутствие указания на приоритет тех или иных методов оценки во внутрибанковских документах);
– связанное с предыдущим недостатком отсутствие описания области применения кредитной истории (или иных методов, базирующихся на ретроспективных данных) и формализованных в виде четкого алгоритма процедур, а также сочетания указанных групп методов;
– отсутствие связи во внутрибанковских положениях политики и процедур оценки кредитного риска с точки зрения ее влияния на достаточность капитала банка. [27, 43]
Статьи по теме:
Мировой опыт в вопросах
оценки кредитоспособности заемщика
Для уяснения положительных и отрицательных аспектов отечественной системы оценки кредитоспособности заемщика необходимо рассмотреть опыт экономически развитых стран в данном вопросе. Банки развитых капиталистических стран применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитос ...
Перспективы развития ипотечного
кредитования в России
Развитие ипотечного кредитования населения как целостной системы, с одной стороны, и как составной части рыночной экономики, с другой, должно строиться на базе разработанных основополагающих принципов: 1. Система ипотечного жилищного кредитования в России должна учитывать имеющийся международный оп ...
Понятие субъекта страхового отношения
Необходимо различать субъект страхового права и субъект страховых правоотношений. Субъект страхового права - лицо, которое потенциально способно участвовать в СПОО. Субъект СПОО - это физические и юридические лица, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических ...