Менеджмент банка представляет собой сложную (полиструктурную) систему. Структура его, как система управленческих отношений, характеризуется взаимосвязанными отношениями основных функций, в состав которых входят [19]:
- функция подготовки управленческого решения;
- функция принятия управленческого решения;
- функция организации выполнения;
- функция учета и анализа деятельности банков;
- функция контроля и надзора за реализацией управленческих решений;
- функция оперативного регулирования процесса выполнения управленческих решений.
Функция подготовки управленческого решения в виде вариантов проектов стратегического и текущих планов, проектов программ, прогнозов реализуется организационными системами планирования на основе информации маркетинговых исследований, отчетных и аналитических данных, а также материалов к проектам планов, программ и прогнозов, которые представляются управлениями и службами банка.
Функция принятия управленческого решения реализуется высшим звеном руководства банка (Совета Директоров, Правления, Президент, Вице-президенты и другие высшие менеджеры) в виде: «Миссии банка», схемы порядка организации управления, стратегического плана, стратегических программ и проектов (соглашений, договоров и т.п.).
Функция организации выполнения выражается в виде:
- организационных схем;
- подготовки схем документооборота;
- положений и инструкций по работе с персоналом;
организации маркетинговых и социологических исследований, внешних связей с иностранными и отечественными банками и другими организациями.
Реализуется эта функция службами и подразделениями банка, работающими под руководством менеджеров среднего и низового уровней.
Функция учета и анализа реализуется службами бухгалтерского учета, статистки, планирования, маркетинга в форме бухгалтерского баланса, периодической, финансовой и статистической отчетности, аналитических записок и т.п.
Функция контроля реализуется руководством банка всех уровней от низшего до высшего.
Осуществляется функция контроля в двоякой форме: внешней и внутренней.
Внешний контроль осуществляется органами государственного надзора в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами; внешним вневедомственным аудитом со стороны негосударственных организаций.
Внутренний контроль осуществляется службами банка.
Функция оперативного регулирования процесса выполнения управленческих решений осуществляется менеджерами среднего и низшего звена. При этом возможна и корректировка ранее принятых руководством решений. Коррективы эти вносятся руководством высшего звена.
Маркетинговые службы банка (или привлекаемые маркетинговые специализированные фирмы) обеспечивают необходимой информацией реализацию всех функций менеджмента.
Менеджмент, как показывает исторический опыт развития мировой экономики, и теоретически и практически возможен без маркетинга на основе отличных от маркетинга главных идей становления и развития банка.
История развития банковской деятельности позволяет выделить три этапа, для каждого из которых была своя парадигма развития банковской деятельности.
Первый этап – охватывает период становления, функционирования и развития капиталистических отношений: от зарождения капиталистического уклада до победы и господства капитализма свободной конкуренции.
Парадигма этого периода истории банков – развитие депозитно-ссудной деятельности.
Банки – простые посредники между заемщиками и владельцами временно свободных денежных средств.
Информационная подсистема менеджмента банков целенаправленно формирует соответствующий массив информации: о перспективах роста ссудного капитала, о кредитоспособности и надежности заемщиков, о состоянии и деятельности конкурирующих банков.
Статьи по теме:
Качественный анализ кредитоспособности заемщика
Оценка кредитоспособности на основе качественного анализа является как продолжением, так и необходимой составляющей количественного анализа финансовой отчетности предприятия. Целый ряд показателей состава и структуры баланса, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности обязательны ...
Организация кредитования юридических лиц в АКБ «МБРР»
АКБ «Московский Банк Реконструкции и Развития» (ОАО) был создан 29 января 1993 года (Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 2268). Основными акционерами банка являются такие компании как: ОАО АФК «Система», ЗАО «ПромТоргЦентр», ОАО МГТС, ООО «Нотрис», ОАО «Акционер ...
Проблемы реализации и пути оптимизации валютной политики в Российской Федерации
Проведение валютной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем. Непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рацио ...