Операции по принятию и выдаче наличности могут осуществляться также с помощью банковских идентификационных карточек и банковских автоматов. В первом случае кассовые операции осуществляются в изложенном выше порядке, только вместо прибыльных или случайных бумажных документов применяются пластиковые идентификационные карточки.
Во втором случае (при применении банкоматов) в организацию и технологию кассового обслуживания вносятся существенные изменения.
Банкомат - это устройство для автоматизированного кассового самообслуживания клиентов. Банкоматы включаются в систему автоматизации банков и применяются с целью:
- сокращения текущих расходов банков на ведение кассовых операций;
- расширения спектра банковских услуг для клиентов;
- расширения частицы банка на рынке розничных услуг.
Достижение этих целей оправдывает значительные первичные расходы на приобретения банкоматов и их установления, потому они нашли широке приложение в развитых странах. Банкоматы активно внедряются в банковскую практику в Украине.
Современные банкоматы могут выполнять такие операции:
- информировать клиентов о состоянии их счетов; выдавать наличность из счетов;
- принимать наличность для размещения на счетах клиентов;
- принимать наличность для погашения заемов;
- принимать поручение о переводе денег из одного счета клиента на другой и тому подобное.
Предоставление банкоматами указанных услуг осуществляется с помощью пластиковых идентификационных карточек и ПІН-кодов клиентов. После каждой операции банкомат выдает клиенту квитанцию с полной ее характеристикой (сумма, время, порядковый номер, вид операции, название банка и тому подобное).
Порядок предоставления кассовых услуг через банкоматы достаточно простой. Заключив договор с клиентом, банк выдает ему за небольшую плату пластиковую карточку и ПИН-код, сообщает сеть размещения банкоматов, которыми он может пользоваться, в режим их работы. Для клиента важно, чтобы банкоматы работали круглосуточно и размещались не только в помещении банка или его филиалов, но и во многих других местах. Поэтому банки стремятся разместить свои банкоматы и в таких местах, как большие торговые, сервисные центры, вокзалы, центры развлечений и тому подобное.
Для получения кассовой услуги клиент с помощью пластиковой карточки входит через считывающее устройство в «память» банкомата и вводит туда с помощью цифровой клавиатуры свой ПИН-код. Удостоверившись в идентичности полученной из двух каналов информации, банкомат дает разрешение клиенту осуществлять любую из операций, висветившихся на специальном табло. С помощью клавиатуры клиент дает банкомату команду на выполнение выбранной операции, указывает ее сумму и по какому счету (текущему или сберегательному) осуществлять. Приняв и обработав эту информацию, банкомат через специальное устройство (окно) принимает или выдает банкнот, а также выдает квитанцию клиенту.
Использование банкоматов в кассовом обслуживании связано с повышенным риском, особенно если они размещены за пределами помещения банка. Поэтому банкоматы настраиваются так, чтобы усилить безопасность осуществляемых операций. Если клиент не может “войти” в банкомат за определенное количество попыток (например две) или “общается” с ним дольше установленного времени (например 2,5 минуты), банкомат конфискует пластиковую карточку.
Для успешного развития этого нетрадиционного для Украины вида банковских услуг важно, чтобы банки четко и своевременно обеспечивали банкоматы наличностью и поддерживали их в рабочем состоянии. “Молчаливые” кассиры-автоматы могут не только скомпрометировать прогрессивную идею, но и повлечь их поломку разгневанными клиентами, что дорого будет стоить банку. Поэтому банки, которые решили внедрять банкоматы, должны разработать действенную систему функционального и сервисного их обслуживания. Порядок обеспечения банкоматов наличностью определен Инструкцией № 1 по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков, утвержденной Правлением НБУ.
Статьи по теме:
Финансовые результаты
банк организационный актив финансовый Динамика основных статей отчета о прибылях и убытках за 4 месяца 2013 года относительно 4 месяцев 2012 года: чистый процентный доход увеличился на 15,9%; чистый комиссионный доход увеличился на 8,0%; операционные доходы до совокупных резервов возросли на 18,4%; ...
Межбанковские корреспондентские отношения в ОАО
"Белбизнесбанк" - "Белинвестбанк"
Международные расчеты и другие банковские операции базируются на установлении между банками специфических договоренностей о порядке и условиях проведения этих операций, что выражается в корреспондентских отношениях. Под корреспондентскими отношениями в широком смысле слова понимается весь комплекс ...
Правовой статус агентства по страхованию вкладов и его полномочия
На основании Закона о страховании вкладов создана государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов". В качестве цели создания Агентства в ч. 1 названной статьи указано осуществление функций по обязательному страхованию вкладов. Целью же деятельности Агентства согласно ч. 1 ст. ...