Осуществление кассовых операций через банкоматы

Финансы » Организация кассовой работы в банках и операции с наличностью » Осуществление кассовых операций через банкоматы

Операции по принятию и выдаче наличности могут осуществляться также с помощью банковских идентификационных карточек и банковских автоматов. В первом случае кассовые операции осуществляются в изложенном выше порядке, только вместо прибыльных или случайных бумажных документов применяются пластиковые идентификационные карточки.

Во втором случае (при применении банкоматов) в организацию и технологию кассового обслуживания вносятся существенные изменения.

Банкомат - это устройство для автоматизированного кассового самообслуживания клиентов. Банкоматы включаются в систему автоматизации банков и применяются с целью:

- сокращения текущих расходов банков на ведение кассовых операций;

- расширения спектра банковских услуг для клиентов;

- расширения частицы банка на рынке розничных услуг.

Достижение этих целей оправдывает значительные первичные расходы на приобретения банкоматов и их установления, потому они нашли широке приложение в развитых странах. Банкоматы активно внедряются в банковскую практику в Украине.

Современные банкоматы могут выполнять такие операции:

- информировать клиентов о состоянии их счетов; выдавать наличность из счетов;

- принимать наличность для размещения на счетах клиентов;

- принимать наличность для погашения заемов;

- принимать поручение о переводе денег из одного счета клиента на другой и тому подобное.

Предоставление банкоматами указанных услуг осуществляется с помощью пластиковых идентификационных карточек и ПІН-кодов клиентов. После каждой операции банкомат выдает клиенту квитанцию с полной ее характеристикой (сумма, время, порядковый номер, вид операции, название банка и тому подобное).

Порядок предоставления кассовых услуг через банкоматы достаточно простой. Заключив договор с клиентом, банк выдает ему за небольшую плату пластиковую карточку и ПИН-код, сообщает сеть размещения банкоматов, которыми он может пользоваться, в режим их работы. Для клиента важно, чтобы банкоматы работали круглосуточно и размещались не только в помещении банка или его филиалов, но и во многих других местах. Поэтому банки стремятся разместить свои банкоматы и в таких местах, как большие торговые, сервисные центры, вокзалы, центры развлечений и тому подобное.

Для получения кассовой услуги клиент с помощью пластиковой карточки входит через считывающее устройство в «память» банкомата и вводит туда с помощью цифровой клавиатуры свой ПИН-код. Удостоверившись в идентичности полученной из двух каналов информации, банкомат дает разрешение клиенту осуществлять любую из операций, висветившихся на специальном табло. С помощью клавиатуры клиент дает банкомату команду на выполнение выбранной операции, указывает ее сумму и по какому счету (текущему или сберегательному) осуществлять. Приняв и обработав эту информацию, банкомат через специальное устройство (окно) принимает или выдает банкнот, а также выдает квитанцию клиенту.

Использование банкоматов в кассовом обслуживании связано с повышенным риском, особенно если они размещены за пределами помещения банка. Поэтому банкоматы настраиваются так, чтобы усилить безопасность осуществляемых операций. Если клиент не может “войти” в банкомат за определенное количество попыток (например две) или “общается” с ним дольше установленного времени (например 2,5 минуты), банкомат конфискует пластиковую карточку.

Для успешного развития этого нетрадиционного для Украины вида банковских услуг важно, чтобы банки четко и своевременно обеспечивали банкоматы наличностью и поддерживали их в рабочем состоянии. “Молчаливые” кассиры-автоматы могут не только скомпрометировать прогрессивную идею, но и повлечь их поломку разгневанными клиентами, что дорого будет стоить банку. Поэтому банки, которые решили внедрять банкоматы, должны разработать действенную систему функционального и сервисного их обслуживания. Порядок обеспечения банкоматов наличностью определен Инструкцией № 1 по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков, утвержденной Правлением НБУ.

Статьи по теме:

Зарубежный опыт в оценке кредитоспособности кредитополучателей
К настоящему времени зарубежными коммерческими банками были опробованы разные системы оценки кредитоспособности клиентов. Многие из них выдержали проверку временем и существуют по сей день в мировой практике. Системы отличаются друг от друга числом показателей, применяемых в качестве составных част ...

Показатели развития финансового рынка 2008-2009 гг.
По объему капитализации российский финансовый рынок находится примерно на 12 месте в мире и у России есть все основании рассчитывать на то, чтобы в 2012 году войти в число 10, а к 2020 году 5 крупнейших по капитализации финансовых рынков мира. Достижению этих целей будет способствовать ряд важных т ...

Анализ розничного кредитного портфеля ОАО «Белгазпромбанк»
Залогом успеха в реализации кредитной политики являются правильно сформированный кредитный портфель и проводимые на его основе кредитные операции банка. Кредитная политика ОАО «Белгазпромбанк» направлена на увеличения активных операций в сфере финансирования малого и среднего бизнеса, а также за сч ...


Разделы сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru