Кассовые операции

Страница 1

Важным направлением деятельности банков являются кассовые операции. Они заключаются в принятии наличности от клиентов, зачислении ее на счета, сохранении принятых средств и выдачи наличности по требованиям клиентов. Особенно важным и ответственным для банка является своевременное и полное удовлетворение требований клиентов на выдачу наличности. От этого зависит доверие клиентов к банку, их возможность свободно распоряжаться своими средствами, нормально выполнять свои обязательства по заработной плате и других платежах, которые осуществляются наличностью.

Кассовые операции имеют большое значение для самих банков, для их клиентов и для банковской системы в целом. Принимая наличность от клиентов - юридических и физических лиц, банки увеличивают свои свободные резервы, за счет чего расширяют активные операции и обеспечивают рост доходов. Выдавая наличность клиентам, банки взимают комиссионную плату, которая пополняет их доходы. В операциях с наличностью банки могут предоставлять своим клиентам немало дополнительных услуг (из инкассации, самообслуживания и тому подобное), которые также дают дополнительные доходы.

Клиенты банков через кассовые операции придают своим денежным средствам депозитную форму, которая способствует их лучшему сохранению и использованию, получению дополнительных доходов от депозитных процентов. В то же время у них растет вероятность потерь благодаря риску неликвидности банков.

Банковская система, регулируя кассовые операции, привлекает наличность во внутрибанковский оборот. Благодаря этому она увеличивает свои резервы и сокращает расходы на наличное обращение, улучшает структуру денежной массы, повышает регулируемость и прозрачность денежного оборота, ограничивает использование денег для обслуживания теневых доходов.

Важная роль кассовых операций в деятельности банковской системы обусловливает необходимость их централизованной регуляции. С целью его осуществления НБУ принял три нормативных документа:

- Инструкцию № 1 по организации эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины;

- Порядок ведения кассовых операций в национальной валюте в Украине;

- Инструкцию № 4 “Об организации работы наличного обращения учреждениями банков Украины”.

Указанными документами определены основные требования к организации банками кассового обслуживания клиентов:

- соблюдение норм действующего законодательства и требований нормативных актов НБУ относительно регуляции объемов и структуры денежной массы;

- прогнозирование учреждениями НБУ наличного обращения на основании требований основных направлений денежно-кредитной политики и контроль за соблюдением прогнозных показателей;

- ограничение наличной эмиссии в соответствии с изменением реального объема спроса на наличность;

- своевременная выдача учреждениями банков наличности в пределах имеющихся на счетах средств и на цели, предварительно определенные клиентами в их денежных чеках;

- соблюдение установленных правил и порядка осуществления кассовых операций, единственных для всех банков Украины.

Для осуществления кассовых операций учреждения банков организовывают прибыльные кассы, в которых осуществляется принятие наличности от клиентов, и расходные кассы, в которых осуществляется выдача наличности. В банках с небольшими объемами кассовых операций могут организовываться объединенные приходно-расходные кассы. Если учреждение банка совершает инкассацию выторга клиентов силами инкассаторского аппарата, то она может создать, кроме прибыльной кассы, еще и кассу пересчета, в которой перечисляется содержание инкассаторских сумок. Банки могут организовывать также вечерние кассы для принятия от клиентов выторга, который поступает по окончании операционного дня банка. Расходные операции вечерние кассы не осуществляют.

Банковские кассовые операции базируются на организационных мероприятиях, связанных с регуляцией наличного обращения. Это, прежде всего, составление прогнозных расчетов кассовых оборотов та организация контроля за выполнением прогнозных показателей из поступлений и выдач наличности; разработка календаря выдач наличности по дням месяца и по отдельным клиентам; установление для каждого клиента лимита остатка кассы; определение сроков и порядка инкассации выторга для организации этой торговли и сферы услуг и тому подобное. Согласно этим мероприятиям каждый клиент банка для получения кассовых услуг должен предварительно:

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Анализ доходности кредитных операций ОАО «Банк Москвы»
Банк Москвы – универсальное финансово-кредитное учреждение, предоставляющее полный пакет банковских услуг, в числе которых расчетные, кредитные, карточные, документарные и иные банковские операции, осуществляемые в российской и иностранной валютах. Банк Москвы – один из крупнейших российских банков ...

Совершенствование кредитной политики коммерческого банка
Одним из организационных мероприятий, направленных на улучшение качества проверки кредитоспособности заемщика, может быть кредитная оценка. Составление данного документа поможет кредитному инспектору систематизировать имеющиеся у него сведения и изложить их в сжатом и полном виде для представления ...

Организационная структура ОАО «Россельхозбанк»
Как уже было сказано выше, ОАО «Россельхозбанк» – универсальный банк, предоставляющий широкий спектр услуг для физических и юридических лиц, среди которых кредиты, вклады, денежные переводы Western Union, овердрафт, кредитование корпоративных клиентов, депозиты и другие банковские продукты. Руковод ...


Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru