Место государства в совершенствовании российского страхового рынка

Финансы » Государство на рынке страхования в России » Место государства в совершенствовании российского страхового рынка

Страница 1

Современная рыночная экономика существенно повысила роль и место страхования в системе экономических отношений.

Новая роль страховых рынков заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных организаций и инвестиционных институтов, занимая ведущие позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала. Характер аккумулированных ими ресурсов позволяет использовать временно свободные денежные средства для долгосрочных производственных финансовых вложений через рынок ценных бумаг.

Решение проблем развития страхования в России во многом будет определяться ролью государства. Однако по поводу объема присутствия государства на страховом рынке, а также методов и инструментов регулирования государством страхового рынка единого мнения нет.

Государственное регулирование страховой деятельности должно дополнять рыночный механизм страхования, при котором основными экономическими законами функционирования являются закон стоимости и закон спроса и предложения, усиливать его положительные стороны[9].

Государственное регулирование страхового рынка России должно носить в первую очередь стимулирующий характер и осуществляться в следующих основных направлениях:

· развитие обязательных и добровольных видов страхования;

· регулирование деятельности страховых организаций: ограничение монополизма, методов недобросовестной конкуренции, условий договоров страхования: завышения или занижения страховых тарифов и взносов;

· налоговое стимулирование;

Развитие обязательных видов страхования приводит к резкому увеличению объема страхового рынка страны и в силу прямого увеличения клиентской базы, и в силу роста сопутствующих продаж полисов добровольного страхования.

Предоставление специальных налоговых режимов страхователям пока предусматривает только отнесение взносов по определенным видам страхования на себестоимость (например, при страховании имущества). По другим видам страхования такие льготы либо предоставлены в недостаточном объеме, либо не предусмотрены вообще. Для физических лиц эти льготы вообще не предусмотрены.

Государственное регулирование страхования должно основываться на выработке наиболее эффективных стимулирующих механизмов.

Анализ статистических данных свидетельствует, что возможности роста рынка за счет введения обязательных видов страхования не безграничны, а в последние годы доля обязательного страхования в общем объеме премий имеет тенденцию к снижению. Отдельная проблема - определение максимального предела страхового взноса, который был бы выгоден и страхователю, и страховщику.

Чтобы приобрести полисы обязательного и добровольного страхования, потребитель должен иметь определенный уровень дохода, из которого только фиксированная часть может быть потрачена на страховые услуги[10].

Нельзя недооценивать возможности использования альтернативных методов регулирования страхового рынка государством, в том числе использование механизма его саморегулирования, через выработку профессиональных стандартов качества оказания страховых услуг и гибкое реагирование на потребности страхователей в более качественных страховых услугах.

Совершенствование нормативно-правовой базы рынка страховых услуг предполагает разработку и осуществление мер по совершенствованию и развитию законодательства государством, регулирующего страхование и в частности:

· создание правовых основ деятельности обществ взаимного страхования;

· совершенствование законодательства о налогах и сборах;

· установление основ обязательного страхования, а также определение их приоритетных видов.

В целях повышения емкости рынка страховых услуг государству необходимо разработать меры по стимулированию сострахования и перестрахования.

Также большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков, поэтому государственная поддержка и стимулирование становятся при этом необходимыми.

Стимулирование государством развития страхования и перестрахования осуществляется путем создания специализированных страховых объединений, расширения влияния российского страхового рынка на международном уровне, формирования различных фондов, направленных на повышение инвестиционного потенциала национальных инвесторов.

Совершенствование налогообложения операций по долгосрочному страхованию с возможностью включения социальных налоговых вычетов граждан по страхованию, а также расширение перечня расходов организаций, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций[11].

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Операции Национального банка
В соответствии со ст. 52 БК и п. 14 Устава НБ, к операциям, осуществляемым НБ, относятся: 1. кредитование банков в порядке рефинансирования; 2. расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, перечень которых определен в Уставе НБ, и иных организаций в случая ...

Размер ставки рефинансирования ЦБ РФ с 2002 по 2010 год
Ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации[15], это процентная ставка, которую Центральный банк РФ использует при предоставлении кредитов коммерческим банкам в порядке рефинансирования. С 01 июня 2010 года установлена ставка рефинансирования ЦБ РФ в размере 7,75 % (Указание Бан ...

Права и обязанности сторон
Страхователь имеет право: 1. на получение страхового возмещения при наступлении страхового случая в порядке, определенном настоящими Правилами и договором страхования; 2. на досрочное прекращение договора страхования. Страхователь обязан: 1. сообщать Страховщику обо всех заключенных или заключаемых ...


Разделы сайта

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru