Перспективы и тенденции развития ипотечного банковского рынка в России

Финансы » Характеристика особенностей функционирования рынка ипотечных кредитов в России » Перспективы и тенденции развития ипотечного банковского рынка в России

Страница 3

Две другие группы банков представлены на рынке примерно равными долями, причем доля иностранных склонна увеличиваться, а доля частных - сокращаться. Объяснение заключается в доступности для иностранных дочерних банков относительно дешевого фондирования от материнских структур. Видимо, и в дальнейшем иностранные банки будут усиливать свои позиции на ипотечном рынке, тесня отечественные структуры.

Некоторые крупные частные российские банки пытаются удержаться на ипотечном рынке, развивая собственные программы по секьюритизации и рефинансированию ипотечных кредитов, но это скорее исключение, чем правило. К сожалению, большинству наших банков такая возможность фондирования доступна лишь теоретически, ибо сопряжена с несоизмеримо большими, по сравнению с масштабом кредитных портфелей, затратами на организацию секьюритизации.

По данным Банка России, в первом квартале 2010 г. российские банки предоставили населению 40,4 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 48,9 млрд руб. Это вдвое превышает результаты января - марта прошлого года и сопоставимо с объемом кредитования за все первое его полугодие - 44,4 млрд руб. Таким образом, курс на восстановление, взятый рынком еще во втором полугодии 2009 г., приобретает черты устойчивой тенденции к росту.

Далеко не последнюю роль в наметившемся восстановлении ипотечного рынка сыграла государственная поддержка. На фоне обострившихся проблем во всех сегментах банковского сектора именно ипотеке был отдан наибольший приоритет: рынок, во многом развивавшийся с подачи государства, рассматривался как основной элемент в решении жилищной проблемы. В результате, несмотря на наличие большого числа все еще нерешенных проблем, меры по поддержке рынка, реализованные государственными органами за последние полтора года, по нашему мнению, оказались достаточными. Более того, можно утверждать, что именно благодаря оперативности и целенаправленности государственной политики в отношении ипотечного кредитования удалось предотвратить еще большее сжатие.

В то же время сегодня в государственной политике заметен явный перекос мер в сторону стимулирования роста объемов ипотечного кредитования. Однако повышение доступности ипотеки должно происходить не за счет снижения ставки по кредитам, а прежде всего через сокращение стоимости приобретаемого жилья. Это возможно только при росте объемов жилищного строительства. Поэтому в нынешнем году перед государством должна быть поставлена более комплексная задача. С одной стороны, необходимо продолжить политику формирования на российском рынке действенной системы долгосрочного фондирования ипотечных кредитов, с другой - крайне важно запустить масштабные программы по стимулированию строительства недорогого жилья.

Последнему аспекту уделяется пока явно недостаточное внимание. Так, в рамках программ АИЖК на стимулирование кредитования застройщиков жилья эконом-класса (программа "Стимул") планируется выделить около 40 млрд руб. Если перевести эти цифры в квадратные метры, то при средней себестоимости строительства в 30 тыс. руб. за квадратный метр на выделенные средства можно построить дополнительно около 1,3 млн квадратных метров жилья. Если учесть, что даже в кризисный 2009 г. введено в эксплуатацию 59,8 млн квадратных метров жилья, подобная "добавка" явно не способна придать стимул рынку жилищного строительства.

При этом вместо субсидирования первоначального взноса либо ставки по ипотеке для отдельных категорий граждан предлагается передавать значительную часть жилых помещений в построенных социальных объектах в аренду на льготных условиях. Во-первых, это оградит ипотечный рынок от потенциально рискованных заемщиков, а во-вторых, бюджетное финансирование будет осуществляться на возвратной основе за счет будущих поступлений арендных платежей.

Рынок ипотеки делает уверенные шаги к восстановлению, однако его развитие в долгосрочной перспективе будет определяться эффективностью государственной политики.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

«Политика по правилам». Теория М. Фридмана
«Политика по правилам», или жесткая монетарная политика – политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как крайний случай представляется относительно вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы. Кредитно-денежная «по ...

Нормативно-правовое регулирование страхования вкладов
Правовой основой страхования вкладов выступают в настоящее время положения ст.13, 38 и 39 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1, нормы гражданского законодательства, а также Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в бан ...

Пути улучшения условий труда экономиста и повышение его работоспособности
Под условиями труда понимается совокупность факторов производственной сферы, оказывающих влияние на производительность труда, здоровье человека и его работоспособность. Отдел эмиссии банковских карт ОАО «Белгазпромбанк» работает в одну смену в восьми часовом режиме работы. Размеры помещения, в кото ...


Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru