Перспективы и тенденции развития ипотечного банковского рынка в России

Финансы » Характеристика особенностей функционирования рынка ипотечных кредитов в России » Перспективы и тенденции развития ипотечного банковского рынка в России

Страница 3

Две другие группы банков представлены на рынке примерно равными долями, причем доля иностранных склонна увеличиваться, а доля частных - сокращаться. Объяснение заключается в доступности для иностранных дочерних банков относительно дешевого фондирования от материнских структур. Видимо, и в дальнейшем иностранные банки будут усиливать свои позиции на ипотечном рынке, тесня отечественные структуры.

Некоторые крупные частные российские банки пытаются удержаться на ипотечном рынке, развивая собственные программы по секьюритизации и рефинансированию ипотечных кредитов, но это скорее исключение, чем правило. К сожалению, большинству наших банков такая возможность фондирования доступна лишь теоретически, ибо сопряжена с несоизмеримо большими, по сравнению с масштабом кредитных портфелей, затратами на организацию секьюритизации.

По данным Банка России, в первом квартале 2010 г. российские банки предоставили населению 40,4 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 48,9 млрд руб. Это вдвое превышает результаты января - марта прошлого года и сопоставимо с объемом кредитования за все первое его полугодие - 44,4 млрд руб. Таким образом, курс на восстановление, взятый рынком еще во втором полугодии 2009 г., приобретает черты устойчивой тенденции к росту.

Далеко не последнюю роль в наметившемся восстановлении ипотечного рынка сыграла государственная поддержка. На фоне обострившихся проблем во всех сегментах банковского сектора именно ипотеке был отдан наибольший приоритет: рынок, во многом развивавшийся с подачи государства, рассматривался как основной элемент в решении жилищной проблемы. В результате, несмотря на наличие большого числа все еще нерешенных проблем, меры по поддержке рынка, реализованные государственными органами за последние полтора года, по нашему мнению, оказались достаточными. Более того, можно утверждать, что именно благодаря оперативности и целенаправленности государственной политики в отношении ипотечного кредитования удалось предотвратить еще большее сжатие.

В то же время сегодня в государственной политике заметен явный перекос мер в сторону стимулирования роста объемов ипотечного кредитования. Однако повышение доступности ипотеки должно происходить не за счет снижения ставки по кредитам, а прежде всего через сокращение стоимости приобретаемого жилья. Это возможно только при росте объемов жилищного строительства. Поэтому в нынешнем году перед государством должна быть поставлена более комплексная задача. С одной стороны, необходимо продолжить политику формирования на российском рынке действенной системы долгосрочного фондирования ипотечных кредитов, с другой - крайне важно запустить масштабные программы по стимулированию строительства недорогого жилья.

Последнему аспекту уделяется пока явно недостаточное внимание. Так, в рамках программ АИЖК на стимулирование кредитования застройщиков жилья эконом-класса (программа "Стимул") планируется выделить около 40 млрд руб. Если перевести эти цифры в квадратные метры, то при средней себестоимости строительства в 30 тыс. руб. за квадратный метр на выделенные средства можно построить дополнительно около 1,3 млн квадратных метров жилья. Если учесть, что даже в кризисный 2009 г. введено в эксплуатацию 59,8 млн квадратных метров жилья, подобная "добавка" явно не способна придать стимул рынку жилищного строительства.

При этом вместо субсидирования первоначального взноса либо ставки по ипотеке для отдельных категорий граждан предлагается передавать значительную часть жилых помещений в построенных социальных объектах в аренду на льготных условиях. Во-первых, это оградит ипотечный рынок от потенциально рискованных заемщиков, а во-вторых, бюджетное финансирование будет осуществляться на возвратной основе за счет будущих поступлений арендных платежей.

Рынок ипотеки делает уверенные шаги к восстановлению, однако его развитие в долгосрочной перспективе будет определяться эффективностью государственной политики.

Страницы: 1 2 3 

Статьи по теме:

Порядок принятия закона
Инициатором реформы выступило само правительство. Поэтому имеет смысл остановиться на политической повестке. Решение шло сверху, и было нацелено на реформирование системы социальных льгот изнутри. На рассмотрение Государственной думы РФ закон поступил 31 мая и был принят 5 августа 2004 года. 8 авгу ...

Проблемы ипотечного кредитования в Республике Казахстан
Рассмотрим основные проблемы существующие на ипотечном рынке Республики Казахстан, которые не только препятствуют развитию ипотеки, но и создают нестабильность в финансовом секторе страны. В процессе подготовки и совершения ипотечной сделки клиент может сталкиваться с различными трудностями. Пробле ...

Ставка рефинансирования - инструмент денежно-кредитного регулирования
Ставка рефинансирования [refinancing rate, discount rate] — процентная ставка, под которую Центральный банк страны выдает кредиты коммерческим банкам. Она определяет все остальные ставки процента в экономике, отражается на отношении населения к сбережениям и инвестициям. Меняется в зависимости от т ...


Разделы сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru