Кредитно-финансовая система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Находясь в центре экономической жизни, банки опосредуют связи между вкладчиками и производителями, перераспределяют капитал, повышают общую эффективность производства.
Кредитные отношения в рыночной экономике являются эффективным механизмом концентрации и перелива капитала между отраслями, что особенно важно при решении проблем, связанных с инвестированием и развитием реального сектора экономики России на современном этапе. Кредитный механизм позволяет преодолевать ограниченность индивидуального капитала, поддерживать кругооборот фондов действующих мероприятий, обеспечивать капитализацию прибыли и концентрацию производства. Реализация этих общенациональных приоритетов и кредитные отношения – тесно связанные понятия
Северо-Западный банк Сбербанка РФ применяет разнообразное кредитование корпоративных клиентов. Политика банка направлена на индивидуальный подход к каждому клиенту, согласно оценке его кредитоспособности. В зависимости от этих значений банк предоставляет своим клиентам разнообразные условия кредитования и процентные ставки. Главной проблемой банка при кредитовании клиентов является присущая этому процессу неопределенность. Кому давать кредит и на каких условиях? Как отличить ответственных клиентов от мошенников и тех, кто по каким-то причинам не сможет вернуть кредит? Указанная неопределенность порождается асимметрией информации, когда банк имеет гораздо меньше сведений о клиенте, чем сам клиент. Это значит, что клиент может утаивать негативную информацию о себе, что будет приводить к ошибкам банка в принятии решений о выдаче кредитов таким клиентам.
Современная банковская практика использует множество способов оценки финансового положения заемщика. Среди них наибольшее признание получила оценка, которой и пользуется СЗ Сбербанк РФ - на основе анализа финансовых коэффициентов, объединенных в четыре основные группы: показатели ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и эффективности деятельности.
Разносторонность этих показателей усложняет выявление финансового состояния организации. Поэтому возникает необходимость объединить и систематизировать полученные данные. Для решения этой задачи используется рейтинговая оценка. Она позволяет определить финансовое положение организации с помощью систематизированного показателя - рейтинга выраженного в балах, и отнести организацию к определенному классу кредитоспособности. Методика рейтинговой оценки кредитоспособности включает: разработку системы оценочных показателей, определения критериальных границ этих показателей, их ранжирование и оценку суммарной кредитоспособности. Выбор и экономическое обоснование критериев для оценки устойчивости финансового состояния и установления ограничений их изменений являются наиболее ответственной и сложной частью методики.
К сожалению, в методике используемой анализируемым нами банком есть некоторые минусы, к которым относится отсутствие единых нормативных показателей ликвидности, на основе которых и строится анализ кредитоспособности, применяемый в банке. Следовательно, неизбежны ошибки, позволить себе которые банк не имеет права.
Статьи по теме:
Оценка кредитного потенциала и эффективности его использования в ЗАО ВТБ-24
Банк ВТБ24 – один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, входит в международную финансовую группу ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. Сеть банка основывают 500 филиалов и дополнительных офисов в 6 ...
Сущность кредита и его
принципы
Для характеристики сущности кредита необходимо рассмотреть специфику его внутренних свойств, отличающих его от других экономических категорий. В практической экономической деятельности кредит представляет собой передачу во временное пользование материальных ценностей в денежной или товарной форме. ...
Сущность и значение фондовой биржи и биржевых операций
Фондовый рынок или рынок ценных бумаг представляет собой систему отношений купли-продажи различных финансовых активов или фондовых ценностей . Фондовый рынок подразделяется на первичный и вторичный . К первичному рынку относятся продажа, первичное размещение вновь выпущенных ценных бумаг с целью по ...