2. Принципы банковского менеджмента
Принципы управления — это основополагающие правила, нормы поведения, которыми должны руководствоваться работники банка в своей деятельности. Принципы банковского менеджмента состоят из основных и конкретных (специфических).
Таблица 2.1 – Принципы банковского менеджмента
Основные принципы банковского менеджмента |
Характеристика |
Принцип прибыльного функционирования |
Предполагает получение большей прибыли при меньших инвестициях. Эффект будет тем более заметен, чем большая прибыль достигнута при меньшей собственной доли банка в пассивах |
Спекулятивный принцип |
Подешевле купить — подороже продать. Банк с полным основанием можно назвать спекулятивным предприятием, при этом очень важно создать условия, когда каждый банк сможет реализовать свои услуги в рамках законодательства. Только в этом случае спекуляция становится нормой предпринимательства и теряет свой криминальный оттенок |
Все для клиента |
Банк несет полную ответственность перед клиентом и обеспечивает его прибыль. Ориентация банка только на собственный экономический интерес может привести к убыткам клиента, а в конечном счете к потере клиентуры и вместе с ней прибыли от банковской деятельности. Отношения банка и клиента должны базироваться на принципах взаимной заинтересованности, только тогда они принесут выгоду обоим |
Принцип банковской безопасности |
Безопасность в банковском деле следует рассматривать в двух аспектах, органично связанных друг с другом. Это, с одной стороны, физическая охрана зданий, помещений, сотрудников и клиентов банка, с другой стороны, экономическая безопасность проводимых банком операций. Если первое зависит от общеполитической и экономической обстановки в стране, включая криминогенную, то второе прочно связано со степенью развития банковского законодательства, а также квалификацией и социально-культурными условиями жизни банковских служащих, в первую очередь, руководящего состава банка |
Работа в пределах реально имеющихся средств (ресурсов) |
Предоставление кредита, выполнение расчетно-кассовых операций ограничены имеющимися у банка ресурсами. Реализация этого принципа в работе коммерческого банка предполагает постоянный контроль за качественным и количественным соответствием между мобилизованными ресурсами и характером их использования, усиливает конкурентную борьбу банков за привлечение клиентов, увеличение депозитов со всеми вытекающими отсюда последствиями (улучшение обслуживания клиентов, эффективное использование банковских ресурсов, диверсификация банковских операций и т.д.) |
Банки являются экономически независимыми и юридически самостоятельными кредитными организациями |
Имея полную свободу действий в привлечении ресурсов и размещении мобилизованных средств, коммерческий банк несет всю экономическую ответственность за результаты своей деятельности, т.е. риск от банковских операций ложится на него |
Рыночные отношения с клиентами банка |
Выбирая клиентов, банк руководствуется такими категориями рыночных отношений, как прибыльность, риск и ликвидность |
Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными экономическими методами |
Государство определяет правила игры для коммерческих банков, но не может им приказывать |
Предпринимательская деятельность вообще и кредитное предпринимательство в частности могут быть действительно успешными и адекватными, если кредитное учреждение определяет и практически реализует комплекс целей и стратегию действий, свою миссию — базовую концепцию развития. Все это концентрируется в банковской политике, где аккумулируются, оцениваются, сопрягаются идеи, действия, возможности, схемы реализации. Наличие банковской политики позволяет коммерческому банку не слепо следовать за меняющейся (иногда кардинально) экономической конъюнктурой, а формировать адекватную реакцию, позволяющую максимально использовать положительные моменты и факторы и нейтрализовать негативные. Основные вопросы, на которые должны отвечать положения банковской политики, — это зачем (во имя чего) должны быть осуществлены те или иные действия; какие именно действия должны быть произведены; какие именно структурные подразделения, конкретные сотрудники, их группы и объединения должны выполнять или участвовать в выполнении конкретных операций; по каким конкретным схемам и сценариям должны в этом банке осуществляться конкретные операции. Сфера банковской политики охватывает будущие рынки, оптимальный ассортимент банковских продуктов, прибыльность, риски, организационные структуры, облик и имидж банка.
Статьи по теме:
Услуги и продукты ОАО «Альфа-Банк», предоставляемые для клиентов физических
лиц
Альфа-банк осуществляет все виды основных банковских операций, помогая клиентам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания. Таблица 1. Продукты Альфа-Банка для физических лиц. Продукты Альфа-Банка для физических лиц Основ ...
Классификация банковских рисков
Существуют несколько подходов к классификации рисков в деятельности коммерческих банков. То, каким образом банковские риски будут разделены на виды, зависит от признаков, положенных в основу классификации. По времени риски можно разделить на ретроспективные, текущие и перспективные. Разделение риск ...
Сущность производных ценных бумаг, их отличительные
черты
Производная ценная бумага или дериватив — это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены лежащего в основе данной ценной бумаги биржевого актива. К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, проц ...