Роль страхования в экономике страны

Финансы » Страховой рынок Кузбасса » Роль страхования в экономике страны

Страница 2

В России на сегодняшний день накопительное страхование жизни практически не проводится. Рынок личного страхования формировался в крайне сложных макроэкономических условиях (экономический кризис, инфляция, падение уровня жизни населения), что на начальном этапе лишило государство этого важного регулирующего инструмента.

Важное регулирующее значение могут иметь и такие виды страхования, как страхование депозитов, страхование сельскохозяйственных предприятий и другие. Вообще регулирующее влияние на экономику оказывают абсолютно все направления деятельности страховщиков и все виды страхования.

Использование страхования для регулирования социально-экономических процессов требует высокого уровня развития страхового дела в стране. Обязательными условиями являются сформированность и стабильность страхового рынка, отлаженность и эффективность страхового надзора, высокий уровень страховой культуры потребителей страховых услуг.

Кроме того, следует учитывать, что страховой рынок чувствительно реагирует на все негативные макроэкономические явления (инфляция, низкий уровень платежеспособного спроса со стороны предприятий и населения и т.д.), а это тоже затрудняет его использование для целей государственного регулирования.

Таким образом, наличие эффективной системы государственного регулирования страхового дела является необходимым условием использования страхования как экономического регулятора. Кроме того, необходимость государственного регулирования страхования связана с тем, что страхование является общественно-необходимым элементом общественного хозяйства, а интересы общества в целом всегда представляет государство. Оно же должно следить за тем, чтобы коммерческая сторона страховой деятельности, имеющая своей целью получение прибыли страховой компанией, не мешало осуществлению собственно страховой защиты. Таким образом, государство представляет интересы страхователей (соблюдая при этом и права страховщиков, обеспечивая им нормальные условия работы на страховом рынке), создает правовые основы для заключения договоров страхования, регулирует инвестиционную деятельность страховщиков с целью обеспечения их финансовой устойчивости, производит контроль результатов страховой деятельности, участия в перестраховании, проводит регистрацию и лицензирование страховых организаций и т.д.

Как и регулирование экономики в целом, государственное регулирование сферы страхования делится на прямое и косвенное. К прямому (административному) регулированию страхования относят страховое законодательство и деятельность органов страхового надзора. Косвенное регулирование включает ряд экономических рычагов: налоговых, денежно-кредитных и т. д.

Развитые страны обладают сложившимся механизмом государственного регулирования страхования, который функционирует уже много лет и максимально адаптирован к особенностям национального страхового рынка. Это облегчает воздействие на страхование, а через него и на экономику в целом. Поэтому развитые страны имеют больше возможностей использования страхования в качестве социально-экономического регулятора.

В России уровень развития страхового дела хотя и значительно повысился за последнее время, все же остается значительно ниже, чем в развитых странах. Развитие страхового рынка в России - процесс сложный и противоречивый, и для его нормализации необходимо активное участие государства.

Страховая деятельность в России всегда была объектом пристального внимания государства. Впервые государственное регулирование страховой деятельности было введено еще в 1894 году. Затем после установления государственной страховой монополии эта деятельность была прекращена, так как не было необходимости регулировать рынок, состоящий из двух государственных страховых организаций. Место регулирования заняло прямое управление страхованием.

В области использования страхования для воздействия на экономику часто принимались экономически необоснованные или противоречащие сущности страхования решения. К ним относится и финансирование убытков по одним видам страхования за счет других видов в рамках единого страхового фонда, и использование для борьбы с избыточной денежной массой не накопительных, а рисковых видов страхования (например, так использовалось обязательное страхование пассажиров, проводившееся по тарифам, не только значительно превышавшим общественно-необходимые затраты, но и позволявшим поддерживать уровень выплат порядка 1 %).

В период демонополизации страхования государство в известной мере потеряло контроль над страховой отраслью, что не только сделало невозможным использование страхования для реализации государственной макроэкономической политики, но и значительно осложнило развитие страхования вообще. Поэтому понадобилось время, чтобы создать систему государственного регулирования страхования, подобную аналогичным системам в развитых странах.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Проблемные аспекты в управлении рисками
Рассмотрев кредитную деятельность и структуру ссудного портфеля АО «Цесна Банк», следует отметить, что наиболее важно при его организации кредитования особое внимание уделить определению степени риска и принятию мер по его снижению. Неверная оценка кредитного риска может оказать существенное влияни ...

Инструменты рынка ценных бумаг: сущность, признаки, виды
Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка. Основу финансового рынка образуют валютный и денежный рынки, а также рынок капитала. Место и роль рынка ценных бумаг можно пояснить с помощью рисунка 1. Рисунок 1 - Структура финансового рынка [51,c.1] Рынок ценных бумаг входит в струк ...

Основные меры ликвидации кризисных явлений
На первом этапе нынешнего кризиса в нашей стране, как и в большинстве стран мира, упор был сделан на меры денежно-кредитного регулирования. Стоимости антикризисных мероприятий составила – 4 трлн. руб., или с учетом утвержденных налоговых стимулов – 6 трлн. руб., или почти 14% ВВП. В США на эти цели ...


Разделы сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.morebanks.ru