Кредитный риск оценивается по состоянию на 1-ое число каждого месяца, и в зависимости от его оценки создается резерв на возможные потери по ссудам.
Система формирования резерва на возможные потери по ссудам в банковской практике применяется с 1 января 1995г. и, способствует снижению рискованности кредитных вложений, повышению ликвидности банков, их устойчивости и надежности [18].
В целях определения размера резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества: I (стандартные ссуды) при отсутствии кредитного риска; II (нестандартные ссуды) при умеренном кредитном риске; III (сомнительные ссуды) с значительным кредитным риском; IV (проблемные ссуды) с высоким кредитным риском; V (безнадежные ссуды), когда отсутствует вероятность возврата ссуды.
Оценка кредитного риска по каждой выданной ссуде (профессиональное суждение) проводиться кредитной организацией на постоянной основе, при этом финансовое положение заемщика оценивается в соответствие с методикой, утвержденной внутренними документами банка как: хорошее, среднее или плохое.
В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся также в одну из трех категорий: хорошее, среднее, плохое.
При осуществлении оценки ссуды до определенного договором срока выплаты процентов и/или основного долга обслуживание долга может быть оценено как: хорошее, при оценке финансового положения как хорошего; не лучше, чем среднее, при оценке финансового положения заемщика как среднего; только как плохое, при оценке финансового положения заемщика как плохого.
Определение категории качества ссуды (определение вероятности обесценения ссуды) осуществляется на основе комбинации двух классификационных критериев: финансового положения заемщика и качества обслуживания им долга в соответствии с таблицей 3.3.
Таблица 3.3 - Определение категории качества ссуды
Обслуживание долга Финансовое положение |
Хорошее |
Среднее |
Плохое |
Хорошее |
Стандартные (I категория качества) |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Среднее |
Нестандартные (II категория качества) |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Плохое |
Сомнительные (III категория качества) |
Проблемные (IV категория качества) |
Безнадежные (V категория качества) |
Размер расчетного резерва определяется исходя из результатов классификации ссуды и в соответствии с таблицей 3.4.
Таблица 3.4 - Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам
Категория качества |
Наименование |
Размер расчетного резерва в процентах от суммы основного долга по ссуде |
I категория качества (высшая) |
Стандартные |
0% |
II категория качества |
Нестандартные |
от 1 до 20% |
III категория качества |
Сомнительные |
от 21 до 50% |
IV категория качества |
Проблемные |
от 51 до 100% |
V категория качества (низшая) |
Безнадежные |
100% |
Статьи по теме:
Анализ депозитных операций с населением
Филиал № 215 АСБ «Беларусбанк» открывает физическим лицам следующие депозитные счета в белорусских рублях: текущие, до востребования, благотворительные, срочные, условные. В иностранной валюте филиал открывает следующие счета: текущие, до востребования, благотворительные и срочные. Сравнение количе ...
Общее понятие обязательного медицинского страхования
При всем том положительном, что дает платная медицина, платность медицинских услуг имеет, как хорошо известно, и свои отрицательные черты. В обществе всегда есть довольно большой слой людей, которые не в состоянии сами заплатить врачу. Это пенсионеры, молодежь, безработные, просто малообеспеченные ...
Автоматизация-расчетно-кассовых банковских операций
Все автоматизированные банковские системы выросли из "Операционного дня банка". Другие модули, развивающие и расширяющие эти системы, строились уже на основе Опердня, поэтому в своем развитии пошли дальше. А про добрый старый Опердень часто просто забывают, пишутся некоторые добавки, став ...