Принципы построения российской системы обязательного страхования вкладов свидетельствуют о заимствовании передовой международной практики, а ее функционирование должно способствовать качественному реформированию банковского сектора и его дальнейшему развитию. При этом внедрение международных подходов не исключает возможности повышения эффективности системы страхования.
Использование при рассмотрении организационных основ механизма реализации страхования банковских вкладов подхода, основанного на реализации всеми участниками страхового процесса своих полномочий, позволило выявить уровни и области взаимодействия элементов системы, а также обосновать необходимость включения в список участников системы обязательного страхования банковских вкладов (вкладчики, банки, Агентство по страхованию вкладов, Банк России) других субъектов страховых отношений. К новым представителям, формирующим целостное представление о системе обязательного страхования вкладов как о единой форме организации с ее внутренними взаимосвязями, были отнесены органы исполнительной власти, аудиторские организации и финансовые посредники. Выполнение данными участниками своих полномочий повышает транспарентность системы страхования, упрощает понимание финансовой отчетности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» ее пользователями, обеспечивает более быстрое получение страховых возмещений вкладчиками коммерческих банков и, как следствие, способствует укреплению доверия к возможности защиты частных сбережений.
За счет тесной координации и сотрудничества между всеми участниками системы обеспечения финансовой стабильности, а также благодаря четкому разделению их полномочий и обязанностей, институциональная структура системы страхования позволяет обеспечить ее эффективное функционирование, направленное на решение приоритетных задач, стоящих перед российским банковским сектором. Схематически взаимосвязи между участниками страхового процесса, при которых реализуется механизм страхования банковских вкладов, можно представить в следующем виде (рис. 5).
Рис. 5. Механизм реализации страхования банковских вкладов на примере взаимосвязей между участниками системы[15]
Для участников первого уровня (Правительство РФ, Агентство по страхованию вкладов, Банк России) характерно взаимодействие на различных этапах реализации страховой защиты. Представители Правительства РФ, входящие в состав совета директоров Агентства, способствуют реализации управленческой и контрольной функций, которые можно выделить в качестве дополнительных областей взаимосвязей. Коммерческие банки и вкладчики в зависимости от участников, с которыми им приходится взаимодействовать, характеризуются собственными (индивидуальными) областями взаимосвязей.
Статьи по теме:
Выводы
банковский менеджмент управленческий доходность Специфику сферы управления определяют направления менеджмент, финансовый менеджмент, управление персоналом, материальными фондами и т.п. Управление в банковской сфере включает финансовый менеджмент и управление персоналом. Каждое из этих направлений м ...
Значение и функции государственного регулирования страхового
рынка
Регулирование страховой деятельности со стороны государства являет собой создание государством необходимых условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых субъекты страхового рынка наделены определенной степенью свободы в принятии решений. Целями государственного регулирования явл ...
Организация кассовой работы
Правовые основы функционирования денежной системы и организации расчетов в Российской Федерации регламентируются Законом «О денежной системе Российской Федерации», принятым 25 сентября 1992 г. Функция организации денежного оборота возложена на Центральный банк Российской Федерации. Правила прове ...